«Почему Север сверху? Как появились условные знаки, проекции и масштаб на картах»
Современный человек привык, что карты, которыми он пользуется каждый день, выглядят и работают определенным образом. Они просты, удобны и не вызывают вопросов – во многом благодаря общепринятой системе условных знаков. Но когда-то от происхождения или методов составителя карты зависели такие, казалось бы, универсальные вещи как ее ориентация и даже используемая система координат. В книге «Почему Север сверху? Как появились условные знаки, проекции и масштаб на картах» (издательство «Paulsen»), переведенной на русский язык Зауром Мамедьяровым, член Королевского географического общества Мик Эшворт рассказывает, как на протяжении веков развивались техники картографирования и система условных знаков, а также помогает разобраться в том, как работают карты. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, в котором рассказывается, как и когда на картах появились прямоугольные сетки координат.
Издание подготовлено при поддержке Фонда некоммерческих инициатив «Траектория».
Сетки. По квадратам
Во время Первой мировой войны Красный Крест вел учет смертей и военных захоронений. Боевые потери отмечались на британских топографических картах Франции, которые, как и многие другие карты военного образца, были расчерчены на квадраты, что помогало идентифицировать и описывать местность. В каждый 500-ярдовый квадрат синим карандашом вписывалась мрачная цифра – количество погибших в означенном районе, а сетка давала возможность вести статистическую обработку данных. Такие карты впечатляют изображенной на них картиной огромных людских потерь.
Однако появились сетки на картах по более позитивным и конструктивным причинам: с их помощью военные определяли свое местоположение, намечали цели и назначали точки сбора, а гражданские люди договаривались о местах встречи и прокладывали пешеходные маршруты.