«Богини отечественного производства»: крейсеры типа «Диана»
Из всех кораблей Российского императорского флота до наших дней дожил лишь крейсер «Аврора», прославившийся единственным выстрелом, да и то не по врагу.
Крейсеры типа «Диана» сложно отнести к выдающимся достижениям отечественного судостроения. Скорее наоборот – после введения их в строй все три корабля стали иронично называть «богинями отечественного производства». Кто понимает значение фразы «китайская сборка», тот легко поймет сарказм столетней давности.
Крейсеры строились в рамках большой судостроительной программы, утвержденной в 1895 году, и должны были, в случае обострения отношений с Англией, нарушать морские коммуникации британцев. Эта идея настолько прочно овладела умами российских морских стратегов, что привела к появлению не только вполне «продвинутых» крейсеров типа «Рюрик» и «Россия», но и к такому недоразумению как броненосцы-рейдеры «Пересвет», «Ослябя» и «Победа». Корабли типа «Диана» были им под стать – неплохая задумка и неважное исполнение.Если посмотреть на проект крейсеров, разработанный Балтийским заводом, то на первый взгляд все выглядело неплохо: водоизмещение 6731 тонн, мощность машин – 11 610 л.с., броня палубы – 63 мм, рубки – 152 мм. Вооружение – восемь 152-мм орудий и 24 орудия калибра 75 мм. Смущала скорость в 20 узлов. Строящиеся в те же годы в Англии и Германии бронепалубные крейсеры могли развивать на 3-4 узла больше, но, по меркам конца XIX века, и это было не так уж плохо. Двадцати узлов вполне хватало для того, чтобы настигнуть в океане какого-нибудь «купца» и убежать от броненосца.
Строительство всех трех крейсеров началось в 1897 году. «Диана» и «Паллада» были спущены на воду в 1899 году, а «Аврора» — годом позже. К 1903 году все корабли серии вошли в строй, первые два отправились в Порт-Артур, а третий остался на Балтике, попав в состав Второй Тихоокеанской эскадры.