10 самых странных и страшных растений
Некоторые растения ведут себя, если разобраться, еще похуже млекопитающих. Представляем хит-парад самых одиозных представителей мира флоры.
Как известно, в этом мире все друг друга жрут, и только растения — прекрасные безгрешные (если не считать кое-каких шалостей с пчелами) существа, которые питаются солнечным светом и несут в мир добро и красоту. А за это их все едят, начиная с травоядных и заканчивая тобой.
Конечно, все это ужасно несправедливо. Хорошо, что есть среди растений борцы и бунтовщики, не желающие смирно пить лучики света и хрустеть на зубах любой встречной коровы.
Онга-онга, новозеландское крапивное дерево
Безусловный лидер нашего хит-парада. Увидишь — беги. Нет, лучше медленно и осторожно отползай. Если овцы, умершие среди зарослей чилийской пуйи, еще могут считаться жертвами несчастного случая, то животные, погибающие под новозеландским крапивным деревом, — явно жертвы осознанного, запланированного убийства.
Пятиметровая крапивка онга-онга покрыта множеством острых колючек, содержащих муравьиную кислоту, гистамин и комплекс нейротоксинов. Это оружие уже не оборонительное, а наступательное. Одно прикосновение к листу вызывает сильнейший ожог, а множественные ожоги способны моментально убить довольно крупное животное — собаку, лошадь или человека. Онге-онге все равно, кто из млекопитающих рухнул к ее корням, мы для нее все вкусные. Смертные случаи с человеком редки (все-таки люди куда умнее овец и лошадей), но документально зафиксированы. Заслуженное первое место.
Непентес Аттенборо
Непентесы — одна из разновидностей цветов-мухоловов. Обычно это небольшие растения с липкими кувшинчиками, куда попадают мухи и прочая летающая мелочевка. Не таков обитающий на Филиппинах непентес Аттенборо: это огромный кустище с литровыми кувшинчиками. Сладковато-мясной запах, идущий из кувшинчиков, привлекает не только насекомых. Нередко там оказываются мелкие грызуны, белки всякие, летучие мыши и даже маленькие обезьянки — все эти бедняги и являются основной добычей непентеса Аттенборо.
Но не торопись оплакивать несчастный зверьков: чаще всего им все-таки удается выбраться наружу — мокрыми и липкими, но живыми. Профит непентеса в том, что, пока животное стремится на свободу, оно от стресса оставляет в кувшинчике все лишнее. Вот фекалии пленников и интересуют в основном замечательное растение. Так что по сути своей непентес Аттенборо — это огромный хищный унитаз. Второе место за… Нет, ну ведь круто же придумано!
Раффлезия Арнольда
И вот высшие строчки нашего хит-парада! У этой огромной красной блямбы нет ни корней, ни листьев, ни стебля, ничего хоть мало-мальски пригодного для фотосинтеза. У раффлезии есть только присоски, которыми цветок впиявливается в другие растения и существует, высасывая из них питательные вещества. Когда же у раффлезии появляется желание заняться сексом, тогда она раскрывается и начинает издавать чудовищный запах дерьма и смерти — так она привлекает своих опылителей, мясных мух-трупоедов. Прелестное, в общем, создание природы. Третье место за исключительное сочетание красоты, зловредности и отвратительности.
Орхидея калеана
Большая затейница, научившаяся выращивать цветки, имитирующие цветом и формой самку одного из видов осы-пилильщика. Более того, бессовестная орхидея еще и вырабатывает химические соединения, очень похожие на те, которые самки пилильщиков выделяют для привлечения самцов.
Представь, что ты — оса-пилильщик. Ты летишь своей дорогой и вдруг видишь изумительную красавицу, страстно призывающую тебя к размножению. Как всякий порядочный самец, ты немедленно бросаешь все свои дела и кидаешься на выручку прекрасной даме. И тут — хлоп! — в момент объятия ты вдруг проваливаешься в камеру, наполненную жуткими выростами, мечешься туда-сюда, пытаешься найти выход, но тщетно. И лишь когда ты, набегавшись и наоравшись, обессиленно падаешь, темница раскрывается и ты летишь дальше — помятый, обескураженный и не понимающий, что произошло. А произошло то, что секс все-таки у тебя был. Но не с красавицей, а с мерзавкой орхидеей, которая заставила тебя как следует себя опылить, пока ты метался туда-сюда по ее гнусным репродуктивным органам.