Алексей Иванов — о том, как история отражается в его романе «Бронепароходы»

ForbesКультура

Писатель Алексей Иванов — Forbes: «Мы неверно представляем Россию до революции»

Наталья Ломыкина

​​24 января вышел новый большой художественный роман Алексея Иванова «Бронепароходы» — о речном флоте в годы Гражданской войны. Роман, мощный и трагический, показывает, как на реке, на суше, в промышленности, политике и частной жизни шла борьба за будущее. Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина узнала у писателя, как история отражается в романе и почему буржуазный строй больше соответствует природе человека.

Алексей Иванов, автор романов «Географ глобус пропил» и «Сердце пармы», в новой книге, как всегда, связывает в тугой узел несколько сюжетных линий, каждой из которых вполне хватило бы на самостоятельную повесть, и отвечает на важный вопрос: что может сделать обычный порядочный человек, когда его привычная жизнь рушится, а впереди – неизвестность.

Роман «Бронепароходы» из списка самых ожидаемых книг года вышли одновременно в бумажном формате в издательстве «Рипол Классик» и в виде аудиосериала на платформе «Букмейт» (читает Сергей Бурунов). Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина уже прочла роман и поговорила с Алексеем Ивановым об особом мире речной России, о революции, белогвардейцах и женщинах на реке.

— Такие романы не пишутся в одночасье. Когда появилась идея написать об этом периоде истории и о речных пароходах? Признаюсь, я узнала слово «бронепароходы» из вашего романа, а когда оно возникло в вашем поле?

— Мои родители — речники, и все детство я жил возле судоремонтного завода. Порядок жизни там был несколько иной. Скажем, лето означало навигацию, и многие мои одноклассники уезжали с родителями в рейсы. Зимой на субботники нас гоняли в затон расчищать снег с судов. Учебную практику, обязательную для советского школьника, я отрабатывал на буксире-толкаче, так что вообще-то я — судовой плотник. Даже в пионерлагерь нас возили на речных трамвайчиках. Так что про войну на реках, про бронепароходы и флотилии я знаю столько, сколько себя помню.

Те, кто жил на Волге и на Каме в советское время, помнят такой теплоход-музей — «Волгарь-доброволец». Это бронированная и вооруженная канонерка Гражданской войны. Каждый сезон «Волгарь» мотался по рекам, швартовался в городах, и школьников водили по нему на экскурсию, рассказывали о сражениях флотилий. Девочки скучали, а пацанам нравилось. Я раз сто бывал на этом судне, рассматривал пулеметы, пушку, диораму в экспозиции. Тогда впервые и узнал о событиях, которые сейчас легли в основу романа. Рано или поздно я должен был об этом написать.

DR

— Тогда вопрос другой: когда так близко знаешь тему, о ней иногда написать бывает даже сложнее, чем о новом. Как строилась работа над романом, какой материал вы собирали? Пришлось ли в себе что-то «выключить»?

— Выключать, слава богу, ничего не пришлось, а включать — да. Эта история у меня была в советской матрице, а советский базис нельзя считать надежной основой романа. Нам же все врали. И война была не такая, как когда-то я слушал на «Волгаре-добровольце», и люди были не такие. Все пришлось изучать заново.

Делать исторические события сюжетом романа в XXI веке уже архаика. Есть замечательные историки речного флота — Иван Черников, Алексей Коробейников, Александр Широкорад, и о войне флотилий они расскажут лучше писателя. У писателя должны быть свои сюжеты, просто их необходимо завязать на исторический сеттинг.

А для собственных сюжетов нужен более широкий контекст. Поэтому я взял и убийство Великого князя Михаила, и захват золотого запаса Российской империи в Казани, и ижевское восстание, и конкуренцию огромных пароходств, а самое главное — борьбу нефтяных компаний братьев Нобель и Shell за технологии, за новые месторождения, за Россию как рынок сбыта. И уже эта борьба вовлекает в себя и Троцкого, и Колчака.

Лет восемь назад я заинтересовался историей мировой и отечественной промышленности. Я прочитал замечательную книгу Дэниела Ергина «Добыча» про историю мировой борьбы за нефть — это очень известный документальный бестселлер, он получил Пулитцеровскую премию. Оказалось, что промышленная война в России — это просто кладезь сюжетов: тут и инженеры, и наемные убийцы, и ученые, и строители, и транспортники ( в том числе те, кто плавал на речных пароходах), и бизнесмены. Поэтому мне захотелось, чтобы в моей истории с бронепароходами приняли участие промышленники: бизнес-войны — это ничуть не менее интересно, чем социальные войны.

Но двигатель романа — люди. Они любят и ненавидят, они мстят, они пытаются сделать карьеру, отстаивают свои убеждения и вступают в конфликты. Для них чудотворная икона важна не меньше концессии (вид частно-государственного партнерства, когда государство привлекает бизнес, чтобы повысить эффективность использования его собственности — Forbes Life) на нефтеносный район. Люди делают выбор и совершают поступки, и все прочее — только следствие того, что творится в их душах. Так что давние экскурсии по «Волгарю-добровольцу» и труды современных историков не определяют сути романа. Суть — в живом чувстве. В природе человека.

Я считаю, что социалистическая революция 1917 года строила общество на тех вещах, которые не соответствуют этой природе. Да, она несовершенна. Человек ленив, глуп и корыстолюбив. Но буржуазный строй нашел способы поставить несовершенство природы человека на службу обществу: проще говоря, лень приводит к прогрессу, глупость лишает конкурентных преимуществ, корыстолюбие увеличивает налоговые поступления. А советский строй предпочел ломать эту природу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как Мишель Ся стала миллиардершей, создав компанию по производству лекарств от рака Как Мишель Ся стала миллиардершей, создав компанию по производству лекарств от рака

Как Мишель Ся стала одной из богатейших self-made-женщин в здравоохранении

Forbes
Первый путь на запад Первый путь на запад

В XVII веке скромная голландская экспедиция открыла мыс Горн

Вокруг света
Женщины, которые слишком много думают: почему мы так зацикливаемся на негативе Женщины, которые слишком много думают: почему мы так зацикливаемся на негативе

Почему женщины зацикливаются на тревожных мыслях? Ищем ответы в книге психолога

Forbes
Нет ничего нарядного? Как из обычного гардероба сделать вечерний — 3 секретных трюка Нет ничего нарядного? Как из обычного гардероба сделать вечерний — 3 секретных трюка

Как составить стильный праздничный наряд, при этом не потратив сутки на шоппинг

VOICE
8 доказанных наукой привычек, которые действительно повышают интеллект 8 доказанных наукой привычек, которые действительно повышают интеллект

Какие ритуалы стоит добавить в свою рутину, чтобы стать умнее

Maxim
Не остались друзьями: Депп и Херд, Питт и Джоли и другие звезды, которые изводили друг друга после развода Не остались друзьями: Депп и Херд, Питт и Джоли и другие звезды, которые изводили друг друга после развода

"Отпусти и забудь" — это не про эти пары

VOICE
6 способов заставить мозг интенсивно работать 6 способов заставить мозг интенсивно работать

Ученые отмечают, что есть лучшие способы стать умнее!

ТехИнсайдер
Старение можно обратить вспять эпигенетическим перепрограммированием Старение можно обратить вспять эпигенетическим перепрограммированием

Если восстановить нормальную работу эпигенетики, организм можно омолодить

ТехИнсайдер
Как помочь жертве и остановить хулиганов в школе? Это нужно знать! Как помочь жертве и остановить хулиганов в школе? Это нужно знать!

Как бороться с буллингом?

ТехИнсайдер
Как защитить личные границы: 7 советов от практических психологов Как защитить личные границы: 7 советов от практических психологов

Как защитить свое персональное пространство? Рекомендации наших экспертов

Psychologies
6 самых важных вещей, которые наука узнала в 2022 году о том, как жить счастливой и наполненной жизнью 6 самых важных вещей, которые наука узнала в 2022 году о том, как жить счастливой и наполненной жизнью

Как сделать свою жизнь прямо сейчас? Советы ученых

Inc.
Евгений Герасимов: Евгений Герасимов:

Евгений Герасимов поделился своими амбициозными творческими планами

Коллекция. Караван историй
Россиянам разрешили покупать авто в Белоруссии: там дешевле Россиянам разрешили покупать авто в Белоруссии: там дешевле

Белорусские автодилеры вновь начали продавать автомобили россиянам

РБК
Индийский виски, самый популярный в мире Индийский виски, самый популярный в мире

Будучи бывшей британской колонией, Индия не могла не начать выпускать виски

Maxim
Антон Макаров & «Диктофон» Антон Макаров & «Диктофон»

«Суицидально-романтический панк-рок» — как уютный плед

СНОБ
3 шага, которые помогут избежать конфликтов с коллегами (даже если вы говорите на разных языках) 3 шага, которые помогут избежать конфликтов с коллегами (даже если вы говорите на разных языках)

Как вернуть эффективность и удовольствие в рабочее общение

Inc.
Пять дней, которые изменят все: диета биохакеров, или FMD Пять дней, которые изменят все: диета биохакеров, или FMD

План питания FMD помогает обновить организм и укрепить иммунитет

Правила жизни
«Новый год — новый я»: почему и как нужно менять свои привычки? «Новый год — новый я»: почему и как нужно менять свои привычки?

Подходит ли наша неспокойная ситуация для того, чтобы совершенствовать себя?

Psychologies
Собрали все: 10 умных способов использовать белый уксус вне кухни Собрали все: 10 умных способов использовать белый уксус вне кухни

Нестандартные способы применения уксуса в быту

ТехИнсайдер
Почему впервые не выросли продажи товаров для сексуального здоровья Почему впервые не выросли продажи товаров для сексуального здоровья

По итогам 2022 года российский рынок товаров 18+ показал отрицательную динамику

Forbes
Какие продукты нужно убрать из рациона навсегда Какие продукты нужно убрать из рациона навсегда

Что не так с трансжирами и белым сахаром и как без них жить

Psychologies
Главное Главное

Никита Андреев возродил утерянную в 1930-х технологию Фальконье

Собака.ru
«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать». Почему новый фильм Гая Ричи скорее плох, чем хорош «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать». Почему новый фильм Гая Ричи скорее плох, чем хорош

Почему «Операция Фортуна» — это фильм-передышка

Правила жизни
Профайлинг и ложь: как следователи распознают обман Профайлинг и ложь: как следователи распознают обман

Как понять природу лжи и распознать ее

Psychologies
Tinder-разведка: как женщины пытаются защитить друг друга от опасных мэтчей Tinder-разведка: как женщины пытаются защитить друг друга от опасных мэтчей

Появились женские объединения, нацеленные на то, чтобы защититься от обманщиков

Forbes
Александр Тоболь: «ВКонтакте открывает пользователям мир NFT» Александр Тоболь: «ВКонтакте открывает пользователям мир NFT»

У NFT в России появился шанс стать массовой и доступной технологией

Собака.ru
Зачем лошадям подковы и как дикие лошади обходятся без них? Зачем лошадям подковы и как дикие лошади обходятся без них?

Почему лошадям нужно менять подковы каждые четыре недели?

ТехИнсайдер
«Ординарные», «ни то ни сё» и «перлы»: как мужчины относились к женщинам в XIX веке «Ординарные», «ни то ни сё» и «перлы»: как мужчины относились к женщинам в XIX веке

Ты наверняка слышала слово «волокиты», но знаешь ли ты, что оно означает?

VOICE
Секс, фантазии или тайная связь: психологи выяснили, что психопаты считают неверностью Секс, фантазии или тайная связь: психологи выяснили, что психопаты считают неверностью

Психопаты склонны воспринимать сексуальные фантазии партнера о других как измену

Psychologies
Истории спортсменок и хорошие полохие девочки: 12 подкастов, которые делают женщины Истории спортсменок и хорошие полохие девочки: 12 подкастов, которые делают женщины

Подкасты, сделанные женщинами

Forbes
Открыть в приложении