Прекрасное далеко: как лишить будущего свою компанию
Большинство компаний, занимаясь стратегическим планированием, допускают похожие ошибки. По сути, этих ошибок всего четыре
Насколько успешна ваша компания в достижении цели? Речь не о ежемесячном, квартальном или годовом планировании. Когда вы последний раз задумывались о долгосрочных целях бизнеса? О том, чего вы хотите достичь через три-пять лет? Есть ли у вашей компании четкое видение будущего и план действий для его достижения? Насколько успешно реализуются запланированные изменения?
Существуют четыре ошибки, которые чаще всего допускают компании, формируя стратегические цели.
Четыре ошибки целеполагания
Фокус на решение краткосрочных задач. Мы живем в очень турбулентное время: внешние условия постоянно изменяются, зачастую трудно прогнозировать будущее, наши планы неточные и часто не реализуются. И вот уже топ-менеджмент преимущественно обсуждает цели на год, шесть месяцев и, в конце концов, приходит к горизонту планирования тридцать-шестьдесят дней. Стратегия постепенно заменяется тактикой. Так, согласно исследованию об управленческих проблемах крупного и среднего бизнеса, проведенного Институтом Адизеса в России в 2018 году, у 60% компаний нет четко выработанной стратегии на три-пять лет. В исследовании принимали участие первые лица компаний, исполнительные, финансовые и коммерческие директора 220 российских компаний с персоналом от 1000 до 5000 человек.
Внешние изменения и высокая конкуренция привели к снижению доли компании на рынке. Совет директоров принимает решение пригласить молодого амбициозного руководителя на позицию СЕО для реализации пока еще стратегических изменений. При этом оценка его работы, как и решение о продлении срока контракта зависят в основном от результатов компании в ближайший год. То есть горизонт планирования для него сократился. Поэтому новый руководитель начинает принимать решения, которые реализуются быстро и дают моментальный результат. Менеджмент компании, в свою очередь, тоже чувствует себя увереннее, когда речь идет о краткосрочных целях. В результате компания все еще получает прибыль, но серьезно отстает от конкурентов в освоении новых сегментов рынка.