Отстрел хромых уток. Путин подбирает губернаторов для своего преемника
С какого момента Кремль рассматривает губернаторов как актив, сохранение которого обходится дороже получаемых от него выгод?
Объявленные в начале недели «Ведомостями» губернаторские отставки начались. Уже ушли со своих постов Борис Дубровский в Челябинске, Марина Ковтун в Мурманске, Александр Бердников в Горном Алтае, Алексей Орлов в Калмыкии.
Региональная власть в России находится на третьем этапе своего развития в путинское время. До 2004 года сохранялась прежняя система выборности. Затем до 2012 года губернаторов де-факто назначали, формально их «избирало» заксобрание по представлению президента. Потом вернулись к «всенародным выборам», но с муниципальным фильтром, отсекающим множество нежелательных претендентов.
Подобная частая смена правил игры говорит о том, что у Кремля нет продуманной и долговременной стратегии региональной политики. Она сугубо ситуативна и исходит из тактических интересов.
Иллюзия федерации
Несмотря на федеративный принцип построения государства, никакой реальной «федерации» в России не существует. В федеративном государстве губернаторы не подают президентам прошений об отставке, как в рассматриваемых случаях, и президенты не назначают исполняющих обязанности губернаторов. Такого нет ни в США, ни в Бразилии, ни в Мексике — ни в одной из крупных стран с федеративным устройством. Россия по факту унитарное государство. Расхождение между буквой закона и реальностью создает любопытные коллизии.
Российский политический строй нельзя назвать однозначно авторитарным, достаточно вспомнить недавние победы оппозиции на губернаторских выборах. Он скорее является «гибридным», олигархически-манипулятивным. От этого и обсуждаемые в связи с отставками двусмысленности: как обеспечить избрание «нужного» губернатора, как отстранить не справившегося со своими обязанностями руководителя региона, как не допустить к власти неугодного политика?
Всех нынешних отставников объединяет то, что осенью им надо было идти на перевыборы: пятилетний их срок правления заканчивался. Переизбрание выглядело для них проблематичным. И дело здесь не в том, что победа была невозможной: в современной России с ее муниципальным фильтром, а также иными административными технологиями воздействия, отодвигание нежелательных кандидатов и противников власти не представляет особой проблемы. Дело в цене победы. В Кремле сочли, что, во-первых, придется слишком вкладываться для ее достижения, а это породит неизбежные скандалы. Во-вторых, возник