Ледяной дрейф
21 мая в России отметили день полярника. Профессиональный праздник появился сравнительно недавно, в 2013 году. Дата выбрана неслучайно: в этот день, в 1937 году, началась первая в мире дрейфующая экспедиция советских ученых в Северном Ледовитом океане.

За 274 дня четверка ученых – Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Евгений Федоров и Петр Ширшов – преодолели на льдине 2,5 тысячи миль от Северного полюса к Гренландии. В те далекие советские годы весь мир восхищался их подвигом, толпы людей встречали на Большой земле, осыпая цветами и восторженным ликованием, а почти каждый второй мальчишка мечтал стать покорителем высоких широт.
Сегодня последователи легендарных папанинцев успешно продолжают дело своих предшественников. Центром отечественной полярной науки вот уже более ста лет является Арктический и антарктический научно-исследовательский институт в Санкт-Петербурге.

Здесь готовятся все крупнейшие научные полярные проекты и экспедиции, проходят модельные испытания будущие ледоколы, формируются прогнозы ледовой обстановки, без которых ни одно судно не может выходить в арктические моря. Тут готовят полярников для работы в самой холодной точке Земли – на антарктической станции «Восток». И именно здесь хранится древний лед, таящий в себе информацию о состоянии атмосферы Земли за сотни тысяч лет. Исследовав его, ученые смогут восстановить историю изменения климата на нашей планете. Результаты исследований помогут составить модели будущих климатических трансформаций. А они, как утверждают ученые, неизбежны.
Сотрудники полярного института – это ученые, работающие на Южном и Северном полюсах нашей планеты, многие месяцы в экстремальных условиях. На их счету около 1100 многомесячных экспедиций в экстремальных условиях.

Дрейфующий «Северный полюс»
Первая в мире советская дрейфующая экспедиция получила название «Северный полюс – 1». С тех пор каждой следующей станции на льду Северного Ледовитого океана присваивалось название «Северный полюс» и следующий порядковый номер. В общей сложности за 75 лет было организовано 40 экспедиций, позволивших провести комплексные исследования арктических широт. В том числе собрать данные в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживать динамику изменения площади льдов, производить наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволившие сделать выводы о распространении радиоволн.

В 2013 году программа экспедиций «Северный полюс» была приостановлена по причинам безопасности. Команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» экстренно эвакуировали, так как критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности поддерживать работу ледового лагеря. Лишь спустя девять лет, в 2022 году, программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне, при поддержке научного судна – ледостойкой платформы «Северный полюс».
фующих экспедиций, способного самостоятельно доходить в Центральную Арктику, вмораживаться в льдину и дрейфовать вместе с ней на протяжении долгих месяцев, родилась в стенах Арктического и антарктического НИИ. Особенность этого судна – в уникальном корпусе, способном выдерживать колоссальное давление льда. Судно было построено корабелами Адмиралтейских верфей и осенью прошлого года отправилось в свою первую экспедицию. Станция «Северный полюс – 41» была открыта 2 октября 2022 года, – рассказывает директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Вокруг платформы сейчас развернут научный лагерь, наблюдения природной среды ведутся также с борта судна, на платформе оборудовано почти два десятка лабораторий. Исследования ведутся буквально от дна Северного Ледовитого океана до ближайшего космоса. Результаты научных наблюдений уже сейчас используются для подготовки к навигации на Северном морском пути.
Ледостойкая платформа стала для полярников не только местом работы, но и уютным и безопасным домом. В случае возникновения малейшей угрозы, например трещин льда, ученые и оборудование поднимаются на платформу, работа продолжается с борта судна. Подобных судов в мире на сегодняшний день нет. Поэтому регулярные натурные исследования природной среды в водах Северного Ледовитого океана проводят только российские ученые.

– После многолетнего перерыва российская наука вернулась в Арктику на принципиально новых организационных и технологических условиях. Пока прошло всего лишь несколько месяцев, и думаю, что мы до конца еще не осознаем масштаба этого события и возможностей нового судна. Расчетный срок службы НЭС «Северный полюс» – двадцать пять лет. Но мы понимаем, что оно будет работать намного дольше – тридцать, возможно даже сорок лет. Это означает, что у нас существенно расширяется горизонт планирования, появляется возможность проведения долгосрочных исследований и экспериментов. А у молодых ученых, стремящихся посвятить свою жизнь полярной науке, появляется внятная перспектива и возможность реализовать себя в профессии, – говорит Александр Макаров.