Что делать, если оказана некачественная услуга

ЛизаБизнес

Верните деньги

Что делать, если оказана некачественная услуга

Текст: Ирина Бондарева

Мы живем в мире услуг. Ходим в парикмахерскую и фитнес-клуб, заказываем доставку на дом, ездим на такси – все это услуги. Но их оказывают люди, а они несовершенны – ошибаются, ленятся, халтурят, обманывают. Стрижка получается неровной, швы костюма – неаккуратными, а вещь после химчистки – испорченной. В результате – материальные потери и плохое настроение.

На что опираться

Как себя вести в ситуации, если тебе оказали некачественную услугу? Можно просто расстроиться и уйти. Можно устроить скандал и высказать все, что думаешь, сотрудникам провинившейся компании. Но лучше слегка остыть и попробовать хотя бы частично компенсировать потери – заставить переделать, потребовать скидку или полностью вернуть потраченные средства. Главный документ, на который необходимо опираться, – ФЗ «О защите прав потребителей». Закон на твоей стороне.

Что такое услуга

Если ты собираешься бороться за свои права потребителя, для начала нужно разобраться в терминологии. Распространенная ошибка – когда путают оказанную услугу и выполненную работу. С юридической точки зрения это разные вещи. Услуга – это действие, результат которого не выражается в материальной форме (например, занятие с личным тренером, обучение иностранному языку и т. п.). Выполнение работ предполагает осязаемый материальный результат (например, строительство дома). И если контролировать качество выполненных работ довольно просто – у материального результата есть измеримые параметры (размер, цвет, вес), то определить качество оказанной услуги гораздо сложнее – трудно доказать, что хотела другую стрижку или рассчитывала на более существенное похудение в спортзале. Предъявить претензии по поводу некачественной услуги проще при наличии договора или другого документа, в котором указаны предварительные условия (например, бланк заказа в химчистке).

Как получить свое обратно: инструкция для потребителя

Предъявлять претензии по поводу плохо оказанной услуги можно только в том случае, если она оплачена.

Подтверждением этого является чек. Есть несколько определенных законом случаев, когда можно компенсировать недостатки.

  1. При нарушении сроков оказания услуги ты имеешь право потребовать уменьшить стоимость работы, перенести сроки на другое время или вернуть предоплату. В некоторых случаях предоплату могут не вернуть – если сроки были сорваны по вине заказчика или произошел форс-мажор.
  2. При проблемах с качеством заказчик имеет право потребовать исправить недостатки. Исполнитель обязан сделать это в течение десяти дней, если другие сроки не указаны в договоре. Также ты можешь в полном объеме вернуть потраченные деньги.
  3. Если услуга еще не была оказана, заказчик может вернуть предоплату без объяснения причин. Но если исполнитель уже понес какие-то расходы, заказчик обязан их возместить.

При наличии договора оказания услуг бороться за свои права проще – все условия расписаны на бумаге. А если договоренность была устной? Когда речь идет о маленьких суммах, доказательством может быть переписка в мессенджерах или соцсетях, где есть информация о том, что услуга оплачена. Правда, если дело дойдет до суда, распечатку этой переписки нужно будет заверить у нотариуса.

Сроки возврата

Если правда на твоей стороне, статья «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя вернуть деньги в течение 10 дней с момента получения претензии. При этом уплаченная заказчику сумма возмещения и штрафа облагается налогом (НДФЛ, обычно 13%). А с компенсации морального вреда и судебных расходов налог не берется.

Составляем претензию

Это первый шаг к тому, чтобы вернуть деньги, уплаченные за некачественную услугу. Нужно направить исполнителю письменную претензию.

Если это юридическое лицо – на адрес, по которому зарегистрирована организация. Он обычно указан в договоре. Если услугу оказывал индивидуальный предприниматель, самозанятый или частное лицо – на адрес постоянной регистрации, который можно найти на сайте Федеральной налоговой инспекции по ИНН. Если отправляешь заказным письмом, не забудь оформить услугу «С уведомлением». Если вручаешь претензию лично, составь ее в двух экземплярах. Пусть исполнитель распишется на каждом, один оставь себе. Что можно потребовать в претензии:

  • безвозмездно устранить недостатки;
  • уменьшить цену услуги;
  • возместить понесенные расходы по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

 Если жалоба не помогла

Претензия осталась без ответа, исполнитель отказывается компенсировать убытки? Следующий шаг – обратиться в Роспотребнадзор. Это служба, которая обязана следить за соблюдением прав потребителей. После того как в Роспотребнадзор поступит жалоба на некачественные услуги, эта служба может устроить внеплановую проверку, которая обернется для нарушителя штрафом. Можно подать жалобу онлайн – зайти на сайт Роспотребнадзора с паролем «Госуслуг» и заполнить стандартную форму заявления. Письмо должно быть рассмотрено в течение 30 дней.

Обратись в суд

Последний и самый сложный вариант – разбираться в суде. Это стоит сделать, если речь идет о значительных убытках и обращение в Роспотребнадзор не помогло.

Тогда придется составить исковое заявление, в нем нужно указать сумму, которую хочешь вернуть. А также приложить копии документов, касающихся спорной ситуации, если такие имеются. В сложных случаях рекомендуется провести независимую экспертизу и прикрепить к заявлению ее результаты.

Суд, в который подается исковое заявление, можно выбрать из трех вариантов: по месту жительства, по месту регистрации, по месту оказания услуги. Если сумма компенсации меньше 100 тыс. руб., дело будет разбираться в мировом суде. Если больше, оно передается в районный суд. В суде, кроме возмещения ущерба, заказчик может потребовать:

  • неустойку за нарушение сроков оказания услуги: как правило, это 3% от стоимости услуги;
  • компенсацию морального вреда (размер определяет суд);
  • штраф за неисполнение законных требований потребителя;
  • оплату расходов на проведение экспертизы качества;
  • компенсацию судебных расходов (госпошлины, услуг юристов и т. п.).

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Экологичный выход: эффективные способы распознать агрессию и справиться с ней Экологичный выход: эффективные способы распознать агрессию и справиться с ней

Как справиться с гневом, злостью и раздражительностью без вреда для себя?

Forbes
Как птицы учатся использовать звёздный компас Как птицы учатся использовать звёздный компас

Биологи связали популяции птиц, зимующих в одном районе, а гнездящихся в другом

Наука и жизнь
Boston Dynamics улучшила знаменитого желтого робопса Spot - теперь он сам открывает двери Boston Dynamics улучшила знаменитого желтого робопса Spot - теперь он сам открывает двери

Робот-собака Boston Dynamics стал функциональнее

ТехИнсайдер
Ни в коем случае не пейте это в жару: топ-5 обезвоживающих напитков Ни в коем случае не пейте это в жару: топ-5 обезвоживающих напитков

Напитки, которые могут не помочь утолить жажду, а, наоборот, усилить её

ТехИнсайдер
Денис Прытков Денис Прытков

Главный кинодебютант года влюбил всю страну в обаятельного интерна-реаниматолога

Собака.ru
Как писал Борис Поплавский Как писал Борис Поплавский

Как жил поэт Борис Поплавский и чем примечательны его тексты

СНОБ
«Называть эти вещи наукой нельзя» «Называть эти вещи наукой нельзя»

Кто такой родолог и сколько он получает

Лиза
Инвесторы ставят на дивиденды Инвесторы ставят на дивиденды

Дивидендная доходность эмитентов России остается одной из самых высоких в мире

Деньги
Домогательства возле общежития МГУ: истории студенток и комментарий психолога Домогательства возле общежития МГУ: истории студенток и комментарий психолога

Анастасия Гурнева: «Уязвимых членов общества должно поддерживать само общество»

Psychologies
В неандертальцах разглядели мукомолов В неандертальцах разглядели мукомолов

Остатки перетертых зерен нашли на каменных орудиях из Италии

N+1
Ловушки бортового питания: от какой еды и напитков стюардессы отказываются в полете Ловушки бортового питания: от какой еды и напитков стюардессы отказываются в полете

Некоторые закономерности и слабые места в вопросе бортового питания

VOICE
Рак крови отступает Рак крови отступает

Медики успешно применили новый протокол лечения хронического лимфолейкоза

Эксперт
Planet9. Агния Стерлигова и Александр Кармаев Planet9. Агния Стерлигова и Александр Кармаев

Бюро Planet9 устроило в Петербурге два интерактивных выставочных суперхита

Собака.ru
Каникулы без родителей Каникулы без родителей

Как подготовить ребенка к поездке в лагерь и пережить ее самим?

Лиза
Материнство и работа: как поддержать коллегу в декрете и после него Материнство и работа: как поддержать коллегу в декрете и после него

Советы, которые помогут и уходящей в декрет сотруднице, и ее коллегам

Forbes
«Если друг оказался вдруг»: 10 типов токсичных знакомых — проверьте ваше окружение «Если друг оказался вдруг»: 10 типов токсичных знакомых — проверьте ваше окружение

Черты личности, которые делают человека токсичным

Psychologies
Антон Уткин — о том, как найти свое счастье, занимаясь чем-то эфемерным Антон Уткин — о том, как найти свое счастье, занимаясь чем-то эфемерным

Сценарист Антон Утки — почему порой горящие глаза гораздо важнее правил

РБК
Пора на дачу — грядки полоть! 5 причин, почему работать в огороде полезно для здоровья Пора на дачу — грядки полоть! 5 причин, почему работать в огороде полезно для здоровья

Садоводство — настоящая тренировка для ума и тела, если правильно им заниматься

ТехИнсайдер
Горькая истина: почему огурцы горчат и как избавиться от этого неприятного привкуса Горькая истина: почему огурцы горчат и как избавиться от этого неприятного привкуса

Горечь — это защитный механизм огурца, но можно ли с ним что-то сделать?

ТехИнсайдер
Зачем мы на самом деле ходим в рестораны: 5 причин Зачем мы на самом деле ходим в рестораны: 5 причин

Что нам дает прием пищи не дома, а в соответствующих заведениях?

Psychologies
Жившего 1,45 миллиона лет назад гоминина разделал другой гоминин Жившего 1,45 миллиона лет назад гоминина разделал другой гоминин

Возможно, это одно из древнейших свидетельств каннибализма

N+1
Из-за этого у меня отняли ребенка: три жуткие реальные истории об алкоголизме Из-за этого у меня отняли ребенка: три жуткие реальные истории об алкоголизме

Три героини поделились с нами своими непростыми историями об алкоголизме

VOICE
Что такое мысленный эксперимент с «кораблем Тесея»? Что такое мысленный эксперимент с «кораблем Тесея»?

Корабль — это сумма его досок, сумма историй его плаваний или все вместе?

ТехИнсайдер
История с цветом История с цветом

Интерьер этого дома — профессиональный микс разных стилей

Идеи Вашего Дома
Любовь-ностальгия: спорим, ты забыла, что Джонни Депп встречался с этими популярными актрисами Любовь-ностальгия: спорим, ты забыла, что Джонни Депп встречался с этими популярными актрисами

В жизни Джонни Деппа было немало романов

VOICE
Взгляд в будущее Взгляд в будущее

Вопрос о перспективах долгосрочного экономического развития в России

Деньги
Нулевой пациент: история о том, как появилась корь Нулевой пациент: история о том, как появилась корь

Впервые корь был описана персидским философом и врачом Ар-Рази

Forbes
Всё, что нужно знать о новом Jeep Avenger Всё, что нужно знать о новом Jeep Avenger

Простите, а это точно Jeep?

4x4 Club
Первая карта метагенома почв Первая карта метагенома почв

Почвы представляют собой одно из крупнейших хранилищ мирового биоразнообразия

Наука и жизнь
«Если вы никого не раздражаете, то, возможно, не делаете ничего важного»: 3 полезных факта для достижения успеха «Если вы никого не раздражаете, то, возможно, не делаете ничего важного»: 3 полезных факта для достижения успеха

Чем существеннее ваши достижения, тем выше вероятность разозлить окружающих

Psychologies
Открыть в приложении