Что делать, если оказана некачественная услуга

ЛизаБизнес

Верните деньги

Что делать, если оказана некачественная услуга

Текст: Ирина Бондарева

Мы живем в мире услуг. Ходим в парикмахерскую и фитнес-клуб, заказываем доставку на дом, ездим на такси – все это услуги. Но их оказывают люди, а они несовершенны – ошибаются, ленятся, халтурят, обманывают. Стрижка получается неровной, швы костюма – неаккуратными, а вещь после химчистки – испорченной. В результате – материальные потери и плохое настроение.

На что опираться

Как себя вести в ситуации, если тебе оказали некачественную услугу? Можно просто расстроиться и уйти. Можно устроить скандал и высказать все, что думаешь, сотрудникам провинившейся компании. Но лучше слегка остыть и попробовать хотя бы частично компенсировать потери – заставить переделать, потребовать скидку или полностью вернуть потраченные средства. Главный документ, на который необходимо опираться, – ФЗ «О защите прав потребителей». Закон на твоей стороне.

Что такое услуга

Если ты собираешься бороться за свои права потребителя, для начала нужно разобраться в терминологии. Распространенная ошибка – когда путают оказанную услугу и выполненную работу. С юридической точки зрения это разные вещи. Услуга – это действие, результат которого не выражается в материальной форме (например, занятие с личным тренером, обучение иностранному языку и т. п.). Выполнение работ предполагает осязаемый материальный результат (например, строительство дома). И если контролировать качество выполненных работ довольно просто – у материального результата есть измеримые параметры (размер, цвет, вес), то определить качество оказанной услуги гораздо сложнее – трудно доказать, что хотела другую стрижку или рассчитывала на более существенное похудение в спортзале. Предъявить претензии по поводу некачественной услуги проще при наличии договора или другого документа, в котором указаны предварительные условия (например, бланк заказа в химчистке).

Как получить свое обратно: инструкция для потребителя

Предъявлять претензии по поводу плохо оказанной услуги можно только в том случае, если она оплачена.

Подтверждением этого является чек. Есть несколько определенных законом случаев, когда можно компенсировать недостатки.

  1. При нарушении сроков оказания услуги ты имеешь право потребовать уменьшить стоимость работы, перенести сроки на другое время или вернуть предоплату. В некоторых случаях предоплату могут не вернуть – если сроки были сорваны по вине заказчика или произошел форс-мажор.
  2. При проблемах с качеством заказчик имеет право потребовать исправить недостатки. Исполнитель обязан сделать это в течение десяти дней, если другие сроки не указаны в договоре. Также ты можешь в полном объеме вернуть потраченные деньги.
  3. Если услуга еще не была оказана, заказчик может вернуть предоплату без объяснения причин. Но если исполнитель уже понес какие-то расходы, заказчик обязан их возместить.

При наличии договора оказания услуг бороться за свои права проще – все условия расписаны на бумаге. А если договоренность была устной? Когда речь идет о маленьких суммах, доказательством может быть переписка в мессенджерах или соцсетях, где есть информация о том, что услуга оплачена. Правда, если дело дойдет до суда, распечатку этой переписки нужно будет заверить у нотариуса.

Сроки возврата

Если правда на твоей стороне, статья «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя вернуть деньги в течение 10 дней с момента получения претензии. При этом уплаченная заказчику сумма возмещения и штрафа облагается налогом (НДФЛ, обычно 13%). А с компенсации морального вреда и судебных расходов налог не берется.

Составляем претензию

Это первый шаг к тому, чтобы вернуть деньги, уплаченные за некачественную услугу. Нужно направить исполнителю письменную претензию.

Если это юридическое лицо – на адрес, по которому зарегистрирована организация. Он обычно указан в договоре. Если услугу оказывал индивидуальный предприниматель, самозанятый или частное лицо – на адрес постоянной регистрации, который можно найти на сайте Федеральной налоговой инспекции по ИНН. Если отправляешь заказным письмом, не забудь оформить услугу «С уведомлением». Если вручаешь претензию лично, составь ее в двух экземплярах. Пусть исполнитель распишется на каждом, один оставь себе. Что можно потребовать в претензии:

  • безвозмездно устранить недостатки;
  • уменьшить цену услуги;
  • возместить понесенные расходы по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

 Если жалоба не помогла

Претензия осталась без ответа, исполнитель отказывается компенсировать убытки? Следующий шаг – обратиться в Роспотребнадзор. Это служба, которая обязана следить за соблюдением прав потребителей. После того как в Роспотребнадзор поступит жалоба на некачественные услуги, эта служба может устроить внеплановую проверку, которая обернется для нарушителя штрафом. Можно подать жалобу онлайн – зайти на сайт Роспотребнадзора с паролем «Госуслуг» и заполнить стандартную форму заявления. Письмо должно быть рассмотрено в течение 30 дней.

Обратись в суд

Последний и самый сложный вариант – разбираться в суде. Это стоит сделать, если речь идет о значительных убытках и обращение в Роспотребнадзор не помогло.

Тогда придется составить исковое заявление, в нем нужно указать сумму, которую хочешь вернуть. А также приложить копии документов, касающихся спорной ситуации, если такие имеются. В сложных случаях рекомендуется провести независимую экспертизу и прикрепить к заявлению ее результаты.

Суд, в который подается исковое заявление, можно выбрать из трех вариантов: по месту жительства, по месту регистрации, по месту оказания услуги. Если сумма компенсации меньше 100 тыс. руб., дело будет разбираться в мировом суде. Если больше, оно передается в районный суд. В суде, кроме возмещения ущерба, заказчик может потребовать:

  • неустойку за нарушение сроков оказания услуги: как правило, это 3% от стоимости услуги;
  • компенсацию морального вреда (размер определяет суд);
  • штраф за неисполнение законных требований потребителя;
  • оплату расходов на проведение экспертизы качества;
  • компенсацию судебных расходов (госпошлины, услуг юристов и т. п.).

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что делать, если тянет на духовные практики, и почему тебе не нужны «инстагуру» Что делать, если тянет на духовные практики, и почему тебе не нужны «инстагуру»

Можешь ли ты оформить свой интерес к духовным практикам самостоятельно?

Cosmopolitan
Как подключить сабвуфер к магнитоле: пошаговая инструкция Как подключить сабвуфер к магнитоле: пошаговая инструкция

Какие сабвуферы бывают и что нужно, чтобы подключить их к автомагнитоле

CHIP
Нина Тарасова Нина Тарасова

Нина Тарасова — азартный хранитель и смелый куратор

Собака.ru
«Мозг слушает» «Мозг слушает»

Как создается осмысленный звуковой мир

N+1
«Я потеряю авторитет, если признаю ошибку»: почему так трудно извиняться — объяснение психолога «Я потеряю авторитет, если признаю ошибку»: почему так трудно извиняться — объяснение психолога

Почему необходимость извиниться заставляет чувствовать себя неловко и уязвимо

Psychologies
«А мне все мало». Как побороть постоянное чувство голода «А мне все мало». Как побороть постоянное чувство голода

Что делать, если хочется есть, даже если ты недавно поела

Лиза
Эксперт: ИИ не отнимет рабочие места у среднего класса, но сильно изменит саму работу Эксперт: ИИ не отнимет рабочие места у среднего класса, но сильно изменит саму работу

Лишь немногие останутся без работы из-за развития ИИ

ТехИнсайдер
Как пробурить сверхглубокую шахту с помощью плазмы: геотермальная энергия на службе человечеству Как пробурить сверхглубокую шахту с помощью плазмы: геотермальная энергия на службе человечеству

Новые технологии, которые могут открыть доступ к геотермальной энергии везде

ТехИнсайдер
Как получать удовольствие от повседневных дел: секреты позитивной психологии Как получать удовольствие от повседневных дел: секреты позитивной психологии

Как сделать каждый день ярким, а рутинные дела — приятными?

Psychologies
Сложный вопрос. Чем отличается ВИЧ от СПИДа: объясняем простыми словами Сложный вопрос. Чем отличается ВИЧ от СПИДа: объясняем простыми словами

Как передаются и чем отличаются ВИЧ и СПИД

Лиза
Как есть, чтобы похудеть: 6 советов диетолога Как есть, чтобы похудеть: 6 советов диетолога

Похудеть легко: от нас требуются лишь незначительные изменения в поведении

Psychologies
Без Marvel и DC: 12 лучших экранизаций комиксов Без Marvel и DC: 12 лучших экранизаций комиксов

Устали от Marvel и DC, но любите фильмы по комиксам?

Правила жизни
Привычный конфликт поколений в непривычных обстоятельствах: рецензия на фильм «Снегирь» Привычный конфликт поколений в непривычных обстоятельствах: рецензия на фильм «Снегирь»

«Снегирь» Бориса Хлебникова держит зрителя в напряжении до последней секунды

Psychologies
Пряности Пряности

Пряности, без которых немыслима не только французская, но и многие другие кухни

Здоровье
Платья Дороти и «суеверные туфли»: что носила звезда мюзиклов Джуди Гарленд Платья Дороти и «суеверные туфли»: что носила звезда мюзиклов Джуди Гарленд

Джуди Гарленд не стала иконой стиля, но свой след в моде оставила

Правила жизни
Враг в отражении Враг в отражении

Как узнать, кто навел порчу или сглаз? 6 способов выявить недоброжелателя

Лиза
Мифы о штрафах. Об этом не знают даже опытные водители Мифы о штрафах. Об этом не знают даже опытные водители

Можно ли нарушать ПДД с работающей «аварийкой» и другие мифы

РБК
Суд бульварной истории Суд бульварной истории

«Мое преступление»: Франсуа Озон и феминизм

Weekend
Могли ли динозавры видеть «чужими глазами»: любопытное исследование Могли ли динозавры видеть «чужими глазами»: любопытное исследование

Могли ли динозавры использовать визуальное восприятие перспективы?

ТехИнсайдер
Девушка из STEM: как Энн-Мари Имафидон стала самой известной британкой в технологиях Девушка из STEM: как Энн-Мари Имафидон стала самой известной британкой в технологиях

Главная заслуга Имафидон — системная поддержка девушек в науке и технологиях

Forbes
Были ли в России придворные шуты? Были ли в России придворные шуты?

На Руси шутов звали «дураками». Многие из них происходили из бояр или дворян

Культура.РФ
Разумозамещение Разумозамещение

Искусственный интеллект в финансовой сфере

Деньги
Он в вас (не) влюблен: как узнать правду о чувствах мужчины Он в вас (не) влюблен: как узнать правду о чувствах мужчины

Как он видит (и видит ли он вообще) продолжение отношений?

Psychologies
«На казенный счет изгонял бога из природы» «На казенный счет изгонял бога из природы»

Климент Тимирязев раскрыл тайну фотосинтеза и изобретал теплицу

Наука
7 необычных способов использования розмарина, которые не связаны с кулинарией: лайфхаки для дома и для красоты 7 необычных способов использования розмарина, которые не связаны с кулинарией: лайфхаки для дома и для красоты

Розмарин настолько полезен, что его можно добавлять в косметические продукты

ТехИнсайдер
В Кыргызстане едят камни? Поразительно, но да! Вот чем это объясняется В Кыргызстане едят камни? Поразительно, но да! Вот чем это объясняется

Зачем люди в Центральной Азии едят глину?

ТехИнсайдер
«Осьминоги, каракатицы, адские вампиры» «Осьминоги, каракатицы, адские вампиры»

500 миллионов лет истории головоногих моллюсков

N+1
Математики научили нейросеть предсказывать будущее. Пока не слишком далекое Математики научили нейросеть предсказывать будущее. Пока не слишком далекое

Исследование показало, как мозг предсказывает будущее в режиме реального времени

ТехИнсайдер
Ответная реакция Ответная реакция

Дагестанская группа «нееет, ты что?» не имеет ничего общего со стереотипами

СНОБ
Как ускорить метаболизм Как ускорить метаболизм

12 способов похудеть

Лиза
Открыть в приложении