В гости к сыну Солнца
Индия с первой попытки отправила зонд на орбиту Марса, только что запустила робота на Луну, готовит пилотируемый полет на 75‑летие своей независимости, а главное, поражает воображение всего мира скромностью своих космических бюджетов. Достаточно ли этого, чтобы утверждать, что страна идет в космос своим путем?
Сегодня вся Индия дружно считает орбиты, на которые, виток за витком, поднимается летящая к Луне межпланетная станция «Чандраян-2». 2 августа она вышла на четвертую по счету орбиту — 248 км (это минимальное расстояние до Земли) на 90 229 (это расстояние в максимально удаленной точке эллипса). На более высокую орбиту (221x143 585 км) аппарат должен выйти 6 августа, а 14‑го он начнет приближаться к Луне, чтобы оказаться в зоне ее притяжения и выйти уже на лунную орбиту. На 7 сентября, наконец, запланирована первая в истории Индии мягкая посадка ее аппарата на поверхность спутника Земли и первая высадка лунохода в районе никем еще не исследованного лунного Южного полюса.
Это самая долгожданная и самая масштабная космическая экспедиция «самой большой демократии мира» после того, как в сентябре 2014‑го Индийская организация космических исследований (ISRO) вывела аппарат «Мангальян» на орбиту Марса. Индия тогда стала первым государством, которому удалось доставить аппарат на орбиту Красной планеты с первой попытки, и первой страной Азии, которой это вообще удалось.
Нынешний «Чандраян-2» — прямой наследник зонда «Чандраян-1», выведенного на лунную орбиту в 2008 году. Только на сей раз это не просто орбитальный исследовательский робот, а целый комплекс общим весом под 3,9 тонны с орбитальным и посадочным модулями и маленьким луноходом на борту. Проект был задуман еще в 2007‑м, тогда его планировалось реализовать совместно с Российским космическим агентством, но потом (говорят, повлияла катастрофа российской станции «Фобос-Грунт» в 2011‑м) ISRO решила добираться до Луны самостоятельно.
Борьба за четвертое место
Индия — не только один из самых молодых, но и один из самых азартных участников лунной гонки. Задача «Чандраяна-2» не просто исследовать спутник Земли, но и принести Индии статус четвертой страны, которая смогла мягко посадить свой аппарат на Луне — после США, СССР и Китая. В далеком уже 2007 году цель была стать третьей — после американцев и русских, но в декабре 2013‑го на Луне мягко сел китайский аппарат «Чанъэ-3».
Теперь же за 4‑е место индийские специалисты соревновались с израильскими. Сначала планировалось запустить «Чандраян-2» в апреле 2018‑го, потом в октябре, потом — в январе 2019‑го, потом — в апреле 2019‑го, потом в мае... Всякий раз старт откладывали.
Тем временем свой лунный аппарат подготовила израильская компания SpaceIL. Станция «Берешит» была запущена 22 февраля с мыса Канаверал (США) ракетой Falcon-9. Аппарат благополучно вышел на орбиту земного спутника, но 11 апреля разбился при ударе о лунную поверхность в Море Ясности.
На этом фоне посадка на темной стороне Луны уже второго китайского аппарата «Чанъэ-4» с луноходом «Юйту-2» на борту (3 января 2019‑го) выглядела особо внушительно. Но на нее в Нью-Дели уже не оглядывались. Старт «Чандраяна-2» был назначен на 02:51 утра по местному времени 15 июля. Ракета уже стояла на стартовом столе космодрома в космическом центре им. Сатиша Дхавана на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе и шел обратный отсчет времени. Многочисленные гости, среди которых был президент страны Рам Натх Ковинд, собрались той ночью, чтобы увидеть взлет «Чандраяна», однако за 56 минут до старта он был отменен по техническим причинам.
И вот, наконец, 22 июля в 14:43 ракетаноситель GSLV Mk.III благополучно стартовала с того же космодрома Шрихарикота. Вскоре «Чандраян-2» вышел на орбиту Земли, откуда начал подниматься все выше и выше.
Учитывая драматичную предысторию, не удивительно, что индийцы с таким напряжением следят за полетом своей лунной станции.
Бог с сияющим ликом
Теперь о деталях и символах, которые так много говорят о тех, кто запускает космические аппараты.
Луна — Чандра (изначально — «сияющий», отсюда «Чандраян» — «лунный корабль» на санскрите) — для традиционной Индии не просто ночное светило. Это божество, прекрасный юноша со светлым ликом, который ездит по ночному небосклону на колеснице, запряженной антилопой. Он рожден из великого Молочного океана и считается сыном Сурьи — бога Солнца.