Иностранцы, оказавшиеся реальными потомками царской семьи Романовых

GQРепортаж

Не царское это дело

Художник, актриса и садовник — GQ поговорил с тремя иностранцами, оказавшимися реальными потомками царской семьи Романовых

Текст: Аня Айвазян

Днем 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге собрались хозяйка фамильной усадьбы Провендер-Мэнор из графства Кент Ольга, жена итальянского политика Наталья, лондонский банкир Ростислав и еще несколько десятков приглашенных со всего света гостей. Многие из них видели друг друга впервые, несмотря на удивительный факт — все они были частью одной семьи. Так мог бы начинаться детектив Агаты Кристи, ведь эти люди собрались вместе из-за убийства, произошедшего более 80 лет назад. В ночь на 17 июля 1918 года в екатеринбургском доме инженера Николая Николаевича Ипатьева были расстреляны 11 человек: император Николай II с женой Александрой Федоровной, их сын Алексей, четыре дочери — Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также семейный доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, лакей Алексей Трупп и горничная Анна Демидова.

Другим членам царского семейства Романовых удалось сбежать из России. Великий князь Александр Михайлович вместе со старшим сыном Андреем Александровичем, арестованные во дворце Дюльбер в Крыму, в 1918‑м скрылись на корабле Британского королевского флота «Форсайт» и оказались в Париже. В 1919 году корабль «Мальборо», присланный британским королем, вывез из страны оставшихся потомков дома — в их числе по Черному морю навсегда уплывал Роман Петрович, правнук Николая I. Так отпрыски царской династии, правившей Россией с 1613 года, оказались разбросаны по всему миру — от Палм-Бич до Сиднея.

Лишь в 1998 году семья собралась вместе: по приглашению Бориса Ельцина больше 50 потомков Романовых съехались в Санкт-Петербург, чтобы участвовать в церемонии захоронения останков царской семьи. «Нашу процессию сопровождал полицейский эскорт. Куда бы мы ни направлялись, всюду расчищали улицы, — вспоминает прапраправнук Николая I Френсис Александр Мэтью. — В Петропавловском соборе все Романовы впервые встретились, и я смог познакомиться со многими родственниками. С некоторыми из них мы очень сблизились».

Фото из семейного архива Николетты Консоло-Романофф — с церемонии захоронения останков царской семьи в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге в 1998 году.

В последние годы историей российской правящей династии всерьез заинтересовались на Западе. В июле Netflix выпустил документальную драму «Последние цари», а в прошлом году Amazon представил сериал Мэтью Вайнера «Романовы» — вольную фантазию о жизни современных потомков императорского дома. Мы решили пойти дальше — и нашли настоящих членов царской семьи.

Ростислав Романов

Александра Голицына познакомилась со своим будущим мужем Ростиславом Александровичем в 1922 году. После бегства из Крыма князь осел на Мальте, но вскоре перебрался в Лондон, где и встретил дочь новгородского предводителя дворянства. Через шесть лет пара решила перебраться за океан, и их выбор пал на Чикаго. Александра Павловна устроилась продавщицей в спортивный магазин, а Ростислав Александрович работал консультантом в супермаркете вроде Fix Price. Жизнь шла своим чередом: в 1928 году пара поженилась, в 1938‑м у них родился сын Ростислав, а еще через шесть лет Александра Павловна подала на развод. Оставшись с сыном, она взяла с него обещание. «Ты никогда не вернешься в Россию» — вот о чем она его попросила. Обещание было нарушено в 1998 году, когда Ростислав Ростиславович, к тому моменту вице-президент чикагского банка Northern Trust, вместе со своим сыном Рости отправились на захоронение останков царской семьи в Санкт-Петербург.

Вернувшись из России, князь тяжело заболел. «Существует много разных теорий, — говорит Рости. — По некоторым из них он заразился какой-то болезнью в Петербурге». Говорили даже, что ухудшение здоровья связано с пылью в Петропавловском соборе, но что в действительности стало причиной недуга — неизвестно. «Мама потом рассказала мне, — продолжает Рости, — что перед поездкой в Россию отец прошел лучевую терапию, которая вывела из строя иммунную систему. Мне сложно говорить об этом, я не врач. Помню только, что мы поехали на каникулы в Нантакет и отца госпитализировали. Потом его отправили в больницу в Англии, но и там никто не понимал, что на самом деле произошло. Я всегда смотрел на отца как на божество. Он всегда был рядом со мной, и вдруг его не стало».

Ростислав Ростиславович впал в кому и умер 7 января 1999 года. Его похоронили на территории русской церкви в Лондоне.

«Это было сложное время для меня, — вспоминает Рости. — Отец умер, и я считал, что остался в семье за главного. Ходил в школу для мальчиков, старался не плакать дома. Мне казалось, что мужчины не плачут, мы не показываем наши чувства, а просто продолжаем жить, как будто ничего не случилось. Я помню, когда умерла принцесса Диана, папа разбудил меня и сказал: «Мир не останавливается, когда кто-то умирает, земля продолжает вращаться». Я это запомнил. Когда умер отец, я знал, что мир ради меня не остановится. Мне тогда было 13 лет».

После смерти отца Рости стал главой царской ветви Ростиславовичей. Среди его родственников — представители дворянства Голицыны, Трубецкие, Толстые и Карамзины. Кроме того, Ростислав значится в длинной очереди на британский трон — благодаря родству с Софией Ганноверской, получившей право на престол в 1701 году. На вопрос, что он чувствует, представляя себя русским царем или английским королем, Рости отвечает: «Панические атаки». Он говорит, что с 13 лет стал мучиться приступами депрессии; не без труда князь рассказывает про подростковые годы, которые провел не отрываясь от бутылки, но в 17 лет, серьезно увлекшись искусством, бросил пить. «Роза выросла из асфальта», — цитирует Ростислав рэпера Тупака Шакура, чтобы описать этот период своей жизни. Но в 2017 году и искусство сыграло с ним злую шутку. Вместе с часовой фабрикой «Ракета» князь разработал лимитированную коллекцию часов к годовщине расстрела царской семьи. Пять циферблатов были окроплены романовской — его собственной — кровью. Идея пришлась по вкусу не многим, и Рости стали буллить в сети. «Мне ужасно жаль, что я обидел людей, — признается он теперь. — Для меня это был урок. Я продолжаю раскаиваться в этом».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
12 финалистов «Большой книги» — о чтении этим летом 12 финалистов «Большой книги» — о чтении этим летом

Лауреатов национальной литературной премии «Большая книга» определяют читатели

РБК
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Девятый Путь. Приключения команды «ГАЗ Рейд Спорт» на «Шёлковом пути» Девятый Путь. Приключения команды «ГАЗ Рейд Спорт» на «Шёлковом пути»

Об этой гонке хочется вспоминать снова и снова

4x4 Club
Второй круг Михалкова. «Сибирский цирюльник» как точка отсчета для новой России Второй круг Михалкова. «Сибирский цирюльник» как точка отсчета для новой России

О символизме «Сибирского цирюльника»

СНОБ
Откуда пришла традиция надевать на свадьбу белое платье Откуда пришла традиция надевать на свадьбу белое платье

Выясняем, изжило ли себя это правило сегодня

Vogue
Неподкупный и безжалостный Неподкупный и безжалостный

Основоположником идейного террора можно считать Робеспьера

Дилетант
Кого и почему раздражают кормящие матери Кого и почему раздражают кормящие матери

Когда мы видим женщину, кормящую грудью, мы сталкиваемся с гаммой чувств

Psychologies
Гуттаперчевый мальчик Гуттаперчевый мальчик

Главный комик страны Александр Гудков высмеивает легендарные обложки Esquire

Esquire
Восточная сказка Восточная сказка

Дизайнер и коллекционер Сердар Гюльгюн воплотил давнюю мечту

AD
«Поменяйте алгоритм, чтобы вопрос решался»: Дума позовет представителей СМИ и агрегаторов обсудить «фейковые новости» «Поменяйте алгоритм, чтобы вопрос решался»: Дума позовет представителей СМИ и агрегаторов обсудить «фейковые новости»

Володин считает, что главное, чего не хватает агрегаторам — это опровержений

Forbes
Замороженные 2,6 трлн рублей. Почему не стоит ограничивать потребительское кредитование Замороженные 2,6 трлн рублей. Почему не стоит ограничивать потребительское кредитование

В последнее время идет дискуссия об ограничении потребительских кредитов

Forbes
Бесят опечатки и грамматические ошибки? Вероятно, вы интроверт! Бесят опечатки и грамматические ошибки? Вероятно, вы интроверт!

Если вы судите о человеке по ошибкам в его текстовых сообщениях, вы интроверт

Psychologies
Тиньков соскочил. Как банкир три раза сорвал крупнейшую сделку на рынке офисной недвижимости Тиньков соскочил. Как банкир три раза сорвал крупнейшую сделку на рынке офисной недвижимости

Олег Тиньков уже третий раз срывает сделку с партнерами-девелоперами

Forbes
11 типов девушек, с которыми ты не должен встречаться (лучше замутить с кем-то еще) 11 типов девушек, с которыми ты не должен встречаться (лучше замутить с кем-то еще)

Лучше даже не звать их на первое свидание

Playboy
Большой маленький спорт Большой маленький спорт

GQ встретился со спортсменами, которые прочат своим детям золотые медали

GQ
Страшная сказка Страшная сказка

Как воспоминания о собственном детстве могут предотвратить семейную трагедию

СНОБ
Ирина Старшенбаум: «Пора перестать заставлять детей читать Достоевского» Ирина Старшенбаум: «Пора перестать заставлять детей читать Достоевского»

22 августа на онлайн-платформе ТНТ-Premier выходит сериал «Учителя»

Grazia
Щедрая реструктуризация Украины: как заработать на непостоянстве экономического роста страны Щедрая реструктуризация Украины: как заработать на непостоянстве экономического роста страны

ВВП Украины во втором квартале неожиданно вырос на 4,6%

Forbes
Банк для подростков: нужно ли ходить на голове, чтобы понравиться подрастающему поколению Банк для подростков: нужно ли ходить на голове, чтобы понравиться подрастающему поколению

Как запросы сегодняшних тинейджеров изменят ретейл, сферу услуг и банкинг?

Forbes
Все что нам надо Все что нам надо

Наш обзор вполне достижимых свершений заставит вас вспомнить о радости жизни

Playboy
История про жадность: как «Человек-Паук» довел Sony и Disney до развода История про жадность: как «Человек-Паук» довел Sony и Disney до развода

Студии Disney и Sony ко всеобщему удивлению объявили о «разводе»

Forbes
Что делать на Ибице Что делать на Ибице

Где жить, что есть и с кем танцевать на самом модном курорте Европы

Cosmopolitan
Ничейные взрослые: жизнь после детского дома Ничейные взрослые: жизнь после детского дома

Взросление у выпускников детских домов происходит не так, как в обычной семье

Psychologies
Как марки косметики поддерживают тренд на экологическую ответственность Как марки косметики поддерживают тренд на экологическую ответственность

Изучаем самые многообещающие eco-friendly инициативы

РБК
«Бедная богатая девочка»: история Глории Вандербильт, одной из самых известных американок XX века «Бедная богатая девочка»: история Глории Вандербильт, одной из самых известных американок XX века

Яркий персонаж, художница, актриса и создательница популярного джинсового бренда

Forbes
От Билла Гейтса до Оляши: как семья московских изобретателей запустила глобальный бизнес из гаража От Билла Гейтса до Оляши: как семья московских изобретателей запустила глобальный бизнес из гаража

Бизнес семьи Косиков начался с попытки помочь другу, который остался инвалидом

Forbes
Король говорит: исследование показало, какой голос нужен для успешной карьеры Король говорит: исследование показало, какой голос нужен для успешной карьеры

Как на общее впечатление и восприятие окружающих влияет наш голос

Forbes
Мне не больно Мне не больно

Почему за последние пять лет стало легче решиться на пластическую операцию

Vogue
Все умрут, а я останусь: как пережить кризис среднего возраста и не устареть Все умрут, а я останусь: как пережить кризис среднего возраста и не устареть

Алексей Улановский о способах переизобрести себя, если ваша профессия не нужна

Forbes
Открыть в приложении