Как ограничить массовый туризм и не подорвать при этом курортную экономику?

ОгонёкРепортаж

«Туристов нужно воспитывать»

Есть ли шанс ограничить массовый туризм, но не подорвать при этом курортную экономику? Каждый год в высокий сезон власти городов, которые захлестывает туристическое цунами, ломают над этим голову и придумывают все новые ограничения. О том, какие неприятности ждут туристов уже этим летом, «Огонек» поговорил с мэром Венеции Луиджи Бруньяро

Беседовала Елена Пушкарская, Венеция

Круизные лайнеры — бич Венеции. Пройдя по фарватеру через самый центр города, они высаживают десанты по 5 тысяч туристов

Наказ защитить «Светлейшую» (парадный титул Венецианской республики с VII века) нынешний мэр одного из уязвимых городов мира получил напрямую от избирателей. Хотя, конечно, как коренной венецианец, сын школьной учительницы и рабочего местного порта, да еще и архитектор по образованию сам понимал, какую угрозу представляет родному городу постоянный поток посетителей с материка и с круизных махин, которые проходят мимо Сан-Марко, а затем добивают Венецию могучим десантом.

Убедить власти Италии изменить маршрут лайнеров, чьи верхние палубы возвышаются над колокольнями, пока не удалось, но мэр не отступает. Как бизнесмен (в 2009–2013 годах Луиджи Бруньяро был президентом Конфедерации промышленников и предпринимателей области Венето) он действует осторожно, но события подгоняют. В начале июня у причала Сан-Базилио лайнер «Опера» (высота 54 метра, длина 300 метров) при швартовке врезался в трамвайчик с туристами, буквально через пару дней после схожего ЧП посреди Будапешта (тогда в Дунае утонули 26 человек). Чтобы потребовать решения проблемы с круизными лайнерами, около 10 тысяч венецианцев вышли с протестом на площадь Сан-Марко. И это первая ласточка: гигантские лайнеры буквально таранят порты Старого Света, от Барселоны до Генуи. И это цветочки — эксперты прогнозируют всплеск массового туризма к 2030 году: тогда к глобальному среднему классу присоединится еще миллиард человек.

Впрочем, самые раскрученные центры уже в осаде: наплыв туристов несет им больше проблем, чем выгод, власти и жители готовы к решительным мерам. Венеция в авангарде: она намерена первой в мире ввести денежный сбор для всех приезжих. Оно и понятно: официально ее посещает в год миллионов десять, а по некоторым оценкам, до 27,5 млн. Уникальный город на лагуне, где проживает 260 тысяч человек, не резиновый, летом его улочки и мосты напоминают метро в час пик. Да и восторг многие гости выражают дико — оставляют надписи на памятниках, норовят от них что-нибудь отломать, а недавно облили краской каменных львят у Сан Марко — символ Венеции. Неудивительно, что раздражают уже и невинные проделки туристов вроде замочков на мостах — по городу расклеены напоминания: граждане влюбленные, следует убирать за собой… Чем грозит противостояние и есть ли шанс выбраться из него, «Огоньку» рассказал мэр города Луиджи Бруньяро.

Мэр в таком городе больше, чем мэр. Он немножко дож

— Создается впечатление, господин мэр, что Венеция настроена закрыться от туристов. Это действительно так?

— Мы не имеем права мешать свободному перемещению: никто не может запретить человеку приехать в Венецию. Наоборот, очень прошу вас рассказать своим читателям, что остановка в нашем городе должна быть продолжительной, потому что лучшая черта Венеции — это ее медлительность. Нужно иметь время, чтобы потеряться в ней, надышаться запахом водорослей, налюбоваться закатами на островах. Венеция — это не только исторический центр, но и море, острова. Чтобы понять ее, нужно, по крайней мере, дня три-четыре.

— А что ждет тех, кто приедет в Венецию на день?

— В ближайшее время — сроки не установлены, но очевидно, что это будут нынешние летние месяцы — мы введем денежный сбор для тех, кто прибывает на один день, без ночевки (для тех, кто ночует в гостиницах, туристический сбор уже установлен.— «О»). До 1 января 2020-го этот сбор (буквально «за сход на берег».— «О») составит 3 евро, а с 2020‑го мы намерены сделать его дифференцированным. Обычный тариф за въезд в город составит 6 евро, в периоды пониженной или повышенной посещаемости эти тарифы будут соответственно понижаться и повышаться в диапазоне от 3 до 8 евро. И для супернапряженных дней предусмотрен сбор в 10 евро. Туристы, таким образом, смогут ориентироваться. Если кто-то захочет приехать в период высокой посещаемости, это будет его ответственное решение, за него надо будет платить известную сумму.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь без остатка Жизнь без остатка

Восхищаемся Варварой Кронберг еще с тех времен, когда она была Жемчужниковой

Seasons of life
Что делать, если вам подбросили наркотики Что делать, если вам подбросили наркотики

Арсений Левинсон о пугающей практике по 228-й статье

Русский репортер
Железное кольцо, сковавшее свободу Уэльса Железное кольцо, сковавшее свободу Уэльса

Строительства таких масштабов средневековый мир ещё не знал

Наука и жизнь
11 самых ожидаемых фильмов июля: Спайдермен, Симба и паразиты 11 самых ожидаемых фильмов июля: Спайдермен, Симба и паразиты

Как Marvel переживет потерю Железного человека и Кэпа?

Playboy
Камеры, ужесточения и запрет правых рулей: что ждет автомобилистов Камеры, ужесточения и запрет правых рулей: что ждет автомобилистов

С 1 июля в России изменится жизнь автомобилистов

РБК
Эпицентр искусства Эпицентр искусства

Всю прошлую неделю только и было разговоров, что о российском кино

Grazia
Пошевели пальцем: как похудеть с помощью цифровых технологий Пошевели пальцем: как похудеть с помощью цифровых технологий

Пять приложений, которые помогут вам привести себя в форму

Forbes
Кто и зачем покупает классические автомобили. Юношеские мечты как объект инвестиций Кто и зачем покупает классические автомобили. Юношеские мечты как объект инвестиций

О состоянии рынка классических автомобилей — с вниманием к советским машинам

Forbes
«Грыбной ералаш» «Грыбной ералаш»

Грибная пора в России

Наука и жизнь
Гамарджоба, Генацвале Гамарджоба, Генацвале

Грузия хороша вне зависимости от политических, экономических и прочих потрясений

АвтоМир
Мастера конспирации: звезды, которые до последнего скрывали беременность Мастера конспирации: звезды, которые до последнего скрывали беременность

Звезды, которые успешно скрывали беременность почти до самых родов

Cosmopolitan
Почему империя Марка Цукерберга должна умереть? Почему империя Марка Цукерберга должна умереть?

Он со­здал Facebook, не по­до­зре­вая, что люди вос­ста­нут про­тив него

GQ
«За каждым артефактом — судьба человека-победителя». Зачем Владимиру Потанину олимпийские медали «За каждым артефактом — судьба человека-победителя». Зачем Владимиру Потанину олимпийские медали

Российский бизнесмен выкупил одну из крупных коллекций олимпийских артефактов

Forbes
Штраф за пробку: какие ловушки ждут автомобилистов Штраф за пробку: какие ловушки ждут автомобилистов

Автомобилисты стали чаще жаловаться на ошибочные, по их мнению, штрафы с камер

РБК
Опыт читателя: есть ли польза от домашнего 3D-принтера? Опыт читателя: есть ли польза от домашнего 3D-принтера?

Такой полезный девайс, как 3D-принтер, до сих пор остается недооцененным

CHIP
Везде успела Везде успела

Телеведущая Регина Тодоренко – о том, почему не нужно быть идеальными родителями

Домашний Очаг
Отпуск: меньше планирования — меньше стрессов Отпуск: меньше планирования — меньше стрессов

Впереди долгожданный сезон отпусков, а с ним и неминуемый стресс

Psychologies
Не все мужчины — негодяи: разбор третьего сезона «Рассказа служанки» (без спойлеров) Не все мужчины — негодяи: разбор третьего сезона «Рассказа служанки» (без спойлеров)

Каким получился третий сезон антиутопии «Рассказ служанки», без спойлеров

Esquire
Империи без императоров, императоры без империй Империи без императоров, императоры без империй

Империи не обязательно трансформируются в современные национальные государства

Эксперт
Банки в ожидании больших перемен Банки в ожидании больших перемен

Банкам пришла пора меняться

Forbes
Лен, значит Смоленск Лен, значит Смоленск

Компания «Русский лен» пришла на Смоленщину возрождать льноводство

Эксперт
Как дважды обанкротившаяся бизнесвумен заработала $240 млн на туалетном спрее Как дважды обанкротившаяся бизнесвумен заработала $240 млн на туалетном спрее

Сюзи Батиз пыталась открыть рекрутинговый сайт и свадебный магазин

Forbes
Кроссовер за миллион. Тест-драйв Renault Arkana Кроссовер за миллион. Тест-драйв Renault Arkana

Arkana больше всего удивляет ценой

РБК
Экологичные свадебные платья Экологичные свадебные платья

Экологичные свадебные наряды для самых осознанных невест

Vogue
Молодо-зелено Молодо-зелено

Знакомьтесь, звезда «Дылды» Виктория Мирошниченко

Vogue
Писатель Сергей Кумыш — о том, почему стоит отправиться в Кампанию Писатель Сергей Кумыш — о том, почему стоит отправиться в Кампанию

Италия — не только Рим, Неаполь или Сицилия

РБК
«Нет ничего лучше, чем быть академиком и завлабом» «Нет ничего лучше, чем быть академиком и завлабом»

Каким бы оказался сегодня монолог академика Ж. И. Алфёрова?

Наука и жизнь
Проект поиска инопланетян Breakthrough Listen выложил в открытый доступ результаты наблюдений Проект поиска инопланетян Breakthrough Listen выложил в открытый доступ результаты наблюдений

После изучения тысяч звёзд, признаков разумной жизни найти не удалось

Maxim
10 главных причесок июня 10 главных причесок июня

Отращивать усы или нет – решать вам, а с гелем для волос пора бы распрощаться

GQ
Какие бывают женщины: типы, черты и характеры (спойлер: целых 18 типажей) Какие бывают женщины: типы, черты и характеры (спойлер: целых 18 типажей)

Главное прекратить думать, что есть типажи плохие, а есть хорошие

Playboy
Открыть в приложении