«Туристов нужно воспитывать»
Есть ли шанс ограничить массовый туризм, но не подорвать при этом курортную экономику? Каждый год в высокий сезон власти городов, которые захлестывает туристическое цунами, ломают над этим голову и придумывают все новые ограничения. О том, какие неприятности ждут туристов уже этим летом, «Огонек» поговорил с мэром Венеции Луиджи Бруньяро
Наказ защитить «Светлейшую» (парадный титул Венецианской республики с VII века) нынешний мэр одного из уязвимых городов мира получил напрямую от избирателей. Хотя, конечно, как коренной венецианец, сын школьной учительницы и рабочего местного порта, да еще и архитектор по образованию сам понимал, какую угрозу представляет родному городу постоянный поток посетителей с материка и с круизных махин, которые проходят мимо Сан-Марко, а затем добивают Венецию могучим десантом.
Убедить власти Италии изменить маршрут лайнеров, чьи верхние палубы возвышаются над колокольнями, пока не удалось, но мэр не отступает. Как бизнесмен (в 2009–2013 годах Луиджи Бруньяро был президентом Конфедерации промышленников и предпринимателей области Венето) он действует осторожно, но события подгоняют. В начале июня у причала Сан-Базилио лайнер «Опера» (высота 54 метра, длина 300 метров) при швартовке врезался в трамвайчик с туристами, буквально через пару дней после схожего ЧП посреди Будапешта (тогда в Дунае утонули 26 человек). Чтобы потребовать решения проблемы с круизными лайнерами, около 10 тысяч венецианцев вышли с протестом на площадь Сан-Марко. И это первая ласточка: гигантские лайнеры буквально таранят порты Старого Света, от Барселоны до Генуи. И это цветочки — эксперты прогнозируют всплеск массового туризма к 2030 году: тогда к глобальному среднему классу присоединится еще миллиард человек.
Впрочем, самые раскрученные центры уже в осаде: наплыв туристов несет им больше проблем, чем выгод, власти и жители готовы к решительным мерам. Венеция в авангарде: она намерена первой в мире ввести денежный сбор для всех приезжих. Оно и понятно: официально ее посещает в год миллионов десять, а по некоторым оценкам, до 27,5 млн. Уникальный город на лагуне, где проживает 260 тысяч человек, не резиновый, летом его улочки и мосты напоминают метро в час пик. Да и восторг многие гости выражают дико — оставляют надписи на памятниках, норовят от них что-нибудь отломать, а недавно облили краской каменных львят у Сан Марко — символ Венеции. Неудивительно, что раздражают уже и невинные проделки туристов вроде замочков на мостах — по городу расклеены напоминания: граждане влюбленные, следует убирать за собой… Чем грозит противостояние и есть ли шанс выбраться из него, «Огоньку» рассказал мэр города Луиджи Бруньяро.
— Создается впечатление, господин мэр, что Венеция настроена закрыться от туристов. Это действительно так?
— Мы не имеем права мешать свободному перемещению: никто не может запретить человеку приехать в Венецию. Наоборот, очень прошу вас рассказать своим читателям, что остановка в нашем городе должна быть продолжительной, потому что лучшая черта Венеции — это ее медлительность. Нужно иметь время, чтобы потеряться в ней, надышаться запахом водорослей, налюбоваться закатами на островах. Венеция — это не только исторический центр, но и море, острова. Чтобы понять ее, нужно, по крайней мере, дня три-четыре.
— А что ждет тех, кто приедет в Венецию на день?
— В ближайшее время — сроки не установлены, но очевидно, что это будут нынешние летние месяцы — мы введем денежный сбор для тех, кто прибывает на один день, без ночевки (для тех, кто ночует в гостиницах, туристический сбор уже установлен.— «О»). До 1 января 2020-го этот сбор (буквально «за сход на берег».— «О») составит 3 евро, а с 2020‑го мы намерены сделать его дифференцированным. Обычный тариф за въезд в город составит 6 евро, в периоды пониженной или повышенной посещаемости эти тарифы будут соответственно понижаться и повышаться в диапазоне от 3 до 8 евро. И для супернапряженных дней предусмотрен сбор в 10 евро. Туристы, таким образом, смогут ориентироваться. Если кто-то захочет приехать в период высокой посещаемости, это будет его ответственное решение, за него надо будет платить известную сумму.