Русская люстра грузинской демократии
В Тбилиси опять антиправительственные митинги, которые превращаются в войну нервов и негативных рейтингов. Самое время задуматься: могут ли процессы закончиться революцией, вернется ли в Грузию Михаил Саакашвили и почему антиквариат в резиденции президента интересует обывателей больше, чем смена избирательной системы?
Мы тут, в Грузии, обычно гордимся тем, что не оставляем попыток улучшить свою демократию. Началось все в 2012 году, когда правящая партия признала поражение на выборах, создав прецедент на постсоветском пространстве. По правде говоря, тогда положение обязывало — не сменилась бы власть, не было бы у Грузии ни Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, ни такой практичной вещи, как безвизовые поездки в Европу. Потом все тоже шло по плану — в прошлом году вся власть окончательно перешла к парламенту. Президент у нас больше не президент, а так, символ. Никакого единоличного управления. Когда недовольный Михаилом Саакашвили народ в 2012 году выбрал не его, а миллиардера Бидзину Иванишвили, расхожим стало выражение: «Если понадобится, прогоним и этого». Предполагалось, что на выборах.
И вот это время пришло. К завершению второго срока «Грузинской мечты» все повторяется — только если раньше оппозицию собирал Иванишвили, то сегодня вся оппозиция сплотилась, чтобы противостоять ему.
Кризисы по осени считают
Год назад, перед вторым туром президентских выборов Иванишвили пришлось записать обращение к населению, в котором он просил дать ему год, чтобы исправить ситуацию в стране. Это подействовало — выборы выиграла Саломе Зурабишвили, которая очень демократично была названа независимым кандидатом, несмотря на то что правящая партия потратила на ее кампанию несколько десятков миллионов.
Потом был еще один кризис — в июне, когда народ хлынул на улицу, оскорбившись приездом российского коммуниста Сергея Гаврилова. Иванишвили моментально признал, что приглашать в парламент российского политика на фоне отсутствия дипломатических отношений между Россией и Грузией и чуть ли не ежедневных сообщений о похищениях грузин в Цхинвальском регионе было плохой идеей. Тогда масштаб и искренность протеста так напугали власти, что Иванишвили сделал неожиданное заявление — согласился на требование оппозиции провести реформу избирательной системы. Об этом и он, и члены его партии заявили официально и даже торжественно. Во имя развития демократии.
Лето сменила осень, и вдруг в ноябре в парламенте произошел скандал: законопроект, написанный «Грузинской мечтой» о смене избирательной системы, поддержала оппозиция, но провалили сами же депутаты правящей партии.
Получается, что Иванишвили обошелся с оппозицией, как Остап Бендер, который швырялся шахматной доской в керосиновую лампу на турнире в Васюках.
По официальной версии, во всем опять была виновата демократия — на этот раз внутрипартийная. Было объявлено, что взбунтовались депутаты-мажоритарии.
Это именно те мажоритарии, отмены выборов которых добивается оппозиция. И все потому, что теоретически демократичный способ выбора депутата — им может стать любой кандидат, не обязательно от политической партии — на практике превратился в Грузии в фарс. Как правило, в таких округах уже многие годы баллотируются и побеждают одни и те же влиятельные люди, которые переходят из одной правящей партии в другую.
Таких депутатов целых 73 в парламенте, где 150 мест. На последних выборах «Грузинская мечта» получила только 48 процентов голосов по партийным спискам. Зато победа практически во всех мажоритарных округах обеспечила ей в итоге 115 мест в парламенте — конституционное большинство.
Оппозиция считает это несправедливым, но в правящей партии резонно указывают, что и прошлые власти ничего не сделали для того, чтобы исправить эту систему. В общем, «не жили богато, нечего и начинать».
Но оппозиция начала и для начала объединилась. Больше 20 партий — весь политический спектр. Вряд ли в Грузии надеялись увидеть за одним столом лидера «Национального движения» Григола Вашадзе и экс-спикера Нино Бурджанадзе, которую традиционно обвиняют в пророссийских настроениях, но это произошло. Чего только не сделаешь ради демократии!