Принца не ждать!
В России сочиняют новые сказки для девочек
Кира Найтли заявила, что запрещает своей 3-летней дочери смотреть мультики про «Русалочку» и «Золушку», чтобы та с детства не полагалась на мужчин. «Героиня ”Золушки“ ждет встречи с богатым парнем, который спасет ее. Меня это раздражает. Она не должна искать спасения. ”Русалочка“ тоже под запретом. Там прекрасные песни, но та же проблема: перед лицом мужчины у женщины нет права голоса»,— объяснила голливудская звезда. Интересно, покажет ли Кира когда-нибудь девочке фильмы, в которых сама снималась? Например, «Гордость и предубеждение», где удачное замужество преподносится как цель всей женской жизни?
Русские народные сказки в плане феминизма тоже так себе. Девочки и там беспомощные, даром что рукодельницы. Их либо пытаются ликвидировать: «Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, повез дочку в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал», либо дарят всяким проходимцам: «И полцарства в придачу!», либо держат под замком в башне, светелке или тереме. Одно у красной девицы развлечение — если какой-нибудь Змей Горыныч украдет или Иван-дурак в жены возьмет.
Самая активная и независимая женщина в русских народных сказках — Баба-яга. Есть, конечно, энергичные дамы вроде Василисы Премудрой или Марьи Моревны, но их мало и даже они все равно действуют в рамках патриархальных законов. А вот Баба-яга делает что хочет, живет без оглядки на общепринятые стандарты и никакому мужчине-хозяину не принадлежит. Попробуй возьми ее силой замуж или заставь бесплатно работать от зари до зари — не на ту напали! Правда, она живых людей иногда в печи запекает, так что как пример для подрастающего поколения тоже не годится.
В общем, не только англичанка Найтли не знает, какие сказки могут научить ее дочь быть инициативной и не вредной. Наши, российские мамы, тоже этим обеспокоены. Может, потому активистки и феминистки из Петербурга и запустили проект «Сказки для девочек», чтобы собрать волшебные истории о смелых, решительных, добрых и благородных героинях.
«В той небольшой части книжек, где главные героини — девочки, их сюжет либо крутится вокруг Большой Любви, а не Дела, Долга, Спасения мира, как у мальчиков, либо все окружающие персонажи — мужчины,— объясняет Леда Гарина, которая и придумала этот проект.— Сказки сильнейшим образом влияют и на детское сознание, и на нашу культуру в целом. Они учат девочек быть покорными, терпеть, заниматься хозяйством и жертвовать собой ради любви. Кажется, что эти сюжеты абстрактны и романтичны, но на практике девочки, выросшие на таких историях, во взрослом возрасте верят в то, что нужно терпеть насилие, заниматься хозяйством в одиночку и быть во всем зависимой от принца на белом коне».