По всей строгости сигнала
Владивосток не принял приговор своему бывшему мэру
9 апреля в Тверском районном суде Москвы судья Дмитрий Гордеев огласил приговор по делу экс-главы Владивостока Игоря Пушкарева, бывшего директора МУПВ «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова и возглавлявшего ранее ГК «Востокцемент» Андрея Пушкарева.
Игорь Пушкарев признан виновным в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) и коммерческом подкупе (п. «а» ч. 2 ст. 204 УК РФ). Он приговорен к 15 годам колонии строгого режима, штрафу в размере 500 млн рублей. Бывший директор МУПВ «Дороги Владивостока» Андрей Лушников получил 10 лет колонии строгого режима со штрафом в 500 млн рублей. Андрею Пушкареву назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы условно (в связи с тем, что ему требуется постоянная медицинская помощь) и штраф 500 млн рублей.
Приговор московского суда жителей Владивостока возмутил. Наутро после его оглашения социальные сети бурлили. Многие, обычно далекие от политики люди впервые писали о Пушкареве. И в этом наплыве постов я не увидел ни одного, автор которого бы согласился с обвинением и приговором и заявлял: «Мол, так ему и надо». Процесс произвел на общественность города шокирующее впечатление. Вряд ли так должен встречаться приговор человеку, уличенному в коррупции.
Процесс над Пушкаревым по многим параметрам можно считать уникальным. Начать с того, что он вызвал в Приморье тревожный вопрос: не нарушена ли Конституция страны, гарантирующая рассмотрение дела по месту жительства обвиняемых? Обвинение настаивало: во Владивостоке дело бывшего главы города не смогут рассмотреть объективно. Люди гадали: то ли запуганными всех считают, то ли, напротив, слишком смелыми? Верховный суд сомнений не разъяснил, хотя и поддержал такой перенос. Согласился с ним и Конституционный суд, который рассматривал жалобу на это решение, хотя единодушия при этом в высшем судебном органе не было — несколько его членов выступили с особым мнением.
Как бы шел процесс во Владивостоке, действительно представить трудно. Но одно можно утверждать точно: если бы такой приговор был оглашен в столице Приморья, публика освистала бы судью несомненно. Владивостокцы в этом плане отчаянные, они даже и.о. губернатора Тарасенко освистали на хоккейном матче после скандального провала губернаторских выборов осенью прошлого года, и Тарасенко уже более на этот пост не баллотировался…
Отчего же так произошло? Почему жители города не обрадовались примерному наказанию своего бывшего главы? Это стоит объяснить хотя бы для того, чтобы потом не удивляться очередным сюрпризам на ближайших выборах в Приморье.
Странности «делообразования»
Дело Пушкарева нисколько не походит на типичное антикоррупционное дело (хотя бы на дело сахалинского губернатора Хорошавина) и вообще не похоже на процесс над человеком, «запустившим руку в городскую казну». Штука в том, что Игорь Пушкарев не брал взятки с бизнесменов и не наживался на городских заказах, как бы обвинение ни старалось на этом настоять. Напротив, Пушкарев использовал ресурсы своей семейной компании «Востокцемент», чтобы стройки в городе велись интенсивнее. Компания поставила стройматериалов по неоплаченным муниципальным заказам примерно на 1 млрд рублей. Вот горожане и недоумевают: как же человек, финансировавший город из своих средств, в глазах обвинения и суда превратился в коррупционера?
Дело закрутилось на основании не выявленных фактов, а подозрения, которое вызрело у местного антимонопольного комитета: семейное предприятие Пушкаревых «Востокцемент» и его подразделения «подозрительно часто» выигрывают конкурсы на поставку стройматериалов для ремонта дорог города. Разные следователи, которым поручали разобраться, состоятельны ли возникшие у ведомства тревоги, трижды один за другим закрывали это дело как не имеющее уголовного характера. Более того, антимонопольщики даже проиграли хозяйственный спор по сему поводу: арбитражный суд Владивостока не нашел нарушений.
Но все изменилось в мае 2016 года, когда во Владивосток прибыл специально командированный в Приморье следователь по особо важным делам: уже 1 июня Пушкарева задержали. Делалось это демонстративно жестко и под камеру: по федеральным каналам показали, что главу администрации Владивостока, как опасного террориста, заломив руки за голову, бегом, словно сейчас его будут отбивать подельники, волокут в самолет, чтобы отправить в Москву.