«Нужно избегать жить надеждами»
В российский онлайн-прокат вышел фильм «Неизбранные дороги» Салли Поттер, одну из главных ролей в котором сыграла Сальма Хайек. Актриса рассказала о женских судьбах в Голливуде, о своих первых шагах в кино и о том, как она стала супергероем в 53 года.
«Неизбранные дороги» — это о том, как человек продолжает жить в неосуществленной жизни: страдающий от деменции Лео (Хавьер Бардем) мысленно проживает свои дни с первой любовью, Долорес (Сальма Хайек). Граница между реальностью и явью в фильме размыта настолько, что мы не можем быть до конца уверены: было ли в реальности то, о чем герой переживает, или эти картины уже целиком сформированы его хаотическим сознанием? Однако ясно одно: любовь и привязанность обладают такой силой, что способны «жить» даже после жизни. Это история не только о страдании, но и о любви — и того, и другого в жизни самой Сальмы Хайек было в избытке:
— Сюжет картины не самый веселый: ее герой — человек, страдающий деменцией. Фильм явно не рассчитан на широкую аудиторию. Какая у вас, популярной актрисы, мотивация: сниматься в артхаусном кино?
— Знаете, бывает, что вы ничего не знаете о какой-то теме. Например, о том, как человек борется с болезнью. Впрочем, сейчас эта тема стала актуальной для многих… Но вас привлекает чья-то вовлеченность, страсть. Ты понимаешь в данном случае, что режиссер вложил в эту историю много личного. Это чужое рвение завораживает. Наша история именно из таких.
Этот фильм — личная история самой Салли Поттер. У Салли был брат, страдавший психическим заболеванием; она ухаживала за ним несколько лет, до самой его смерти. Но и в этот момент она продолжала оставаться режиссером. Салли пыталась увидеть болезнь другими глазами. Люди часто смотрят на пациентов с психическими расстройствами с большой предвзятостью. Салли, однако, считает, что такие люди часто обладают неординарным мышлением и способностью видеть что-то, чего не дано видеть другим. У каждого человека существуют различные «я» — в метафизическом и философском смысле. В здоровом человеке, как и в больном, могут уживаться сразу несколько личностей. Но первые склонны выбрать из этого разнообразия один образ, который они и демонстрируют на людях. Больные же склонны балансировать между несколькими своими ипостасями или жить одновременно во всех.
Когда Салли рассказывала мне об этом, я неожиданно для себя заинтересовалась. И хотя моя героиня в этой картине существует только в воображении героя, умещаясь как бы в его маленьком «пузыре памяти», я провела на съемочной площадке гораздо больше времени, чем этого требовала роль. Мне хотелось понять идею режиссера. Салли, конечно, также учитывала и мою собственную историю: она позволила мне говорить в англоязычной картине на моем родном, испанском, языке. Кроме того, она впервые объединила нас с Хавьером Бардемом на съемочной площадке, при том что в жизни мы знаем друг друга уже много лет.
— Кстати, каково это — сниматься в одном фильме с близким другом?
— Это оказалось еще одной причиной, почему я согласилась сниматься в этом фильме. В то же время я страшно беспокоилась. Жена Хавьера — моя лучшая подруга, а его самого считаю родственником. Для картины мне даже пришлось немного подучить его мексиканскому диалекту. Но я также знаю, что, если хочешь продолжать оставаться с кем-то в хороших отношениях, ни в коем случае не снимайся с ним в одном фильме. Нам же пришлось не только вместе работать, но еще и изображать любовную пару, у которой общая трагедия в прошлом. То есть я попала с корабля на бал: не успела приехать на съемки, как сразу пришлось погрузиться в океан боли. Но в конце концов мы оба — профессионалы, поэтому забыли про наши родственные отношения и полностью сосредоточились на героях. Я сфокусировалась на чувстве женщины по имени Долорес — и это оказалось чертовски сложно, особенно когда рядом с вами работает кто-то, кто напоминает о вашей реальной жизни, друзьях, семье. Мы приложили максимум усилий, чтобы на съемочной площадке вести себя так, словно мы не знакомы друг с другом. Были даже люди, которые, удивляясь, спрашивали: «Как, Сальма, разве вы не знакомы с Хавьером?..» Я отвечала: «Нет, мы встретились впервые». Были даже те, кто поверил в это. Но, понятно, что как только заканчивался наш рабочий день, мы снова были «братом и сестрой».