Неустойчивое поражение
Америке, да и всему остальному миру еще предстоит осмыслить все перипетии президентских выборов, на которых сошлись демократ Джозеф Байден и республиканец Дональд Трамп
Мнения о них расходятся радикально, а официальных результатов и спустя неделю после голосования нет. Кому-то кажется, что в изрядно затянувшемся подсчете голосов нет ничего ужасного — такое, мол, случалось и раньше. Другие утверждают, что выборы прошли с явными нарушениями и обнажили серьезные недостатки всей избирательной системы страны. Третьи вообще сравнивают их с ночными кошмарами и требуют полной отмены результатов.
Фантасмагорические видения преследуют в основном сторонников Трампа, в том числе правоконсервативного обозревателя Фрэнка Мили. Раньше он выпускал ежедневную газету в городке Калиспелл в штате Монтана, а теперь пишет комментарии для популярного политологического портала Real Clear Politics. «Как могло случиться такое,— вопрошает он,— что спустя несколько дней после выборов не было известно, кто стал победителем, кто проголосовал и правильно ли были подсчитаны бюллетени?» Мили недоумевает: «В конце концов, это Америка, здесь не должно быть, как в рассказах Кафки».
Но действительно ли все так ужасно, не преувеличены ли эти опасения? Уж слишком пугающе на этот раз звучат «американские народные кафки». А может быть, это просто попытка оправдать поражение Трампа? Или во всем виновата пандемия коронавируса, заставившая более 100 млн человек проголосовать досрочно?
Уже подсчитано, что свыше 65 млн американцев (вдвое больше, чем в 2016 году) голосовали по почте. Всего же в выборах приняли участие около 159 млн избирателей. По данным профессора Университета штата Флорида Майкла Макдоналда, основавшего проект United States Elections Project, явка составила 66,4 процента — рекордный показатель за последние 120 лет.
В то же время во многих штатах обработку бюллетеней, отправленных с помощью почтового ведомства, можно было начать не раньше чем в день выборов, 3 ноября. Примечательно, что, например, в Пенсильвании и Висконсине решение об этом принимали местные законодательные собрания, большинство в которых принадлежит республиканцам. Так стоит ли удивляться, что при таком количестве «почтовых голосов» их подсчет занял несколько дней…
Без связи с миром
Клерк городского совета в Рочестер-Хиллз (штат Мичиган) Тина Бартон, отвечающая за проведение выборов, знала о надвигающихся проблемах еще до того, как Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку коронавируса пандемией. В начале марта в ходе праймериз стало ясно, что ее подчиненные едва справляются с обработкой бюллетеней и, если не принять мер, в ноябре ситуация станет катастрофической. Люди работали на износ, чуть ли не круглые сутки, но все равно сил не хватало.
«Они изолированы в отдельной комнате,— рассказывала Бартон в радиопрограмме NPR.— Они ходят в туалет по двое, и у них нет никакой связи с внешним миром. Рассчитывать, что в таких условиях качество работы будет безупречным в течение всего времени, было бы наивно».
Чтобы хоть как-то исправить положение, члены избиркома в Мичигане добились от местных законодателей разрешения начать обработку «почтовых бюллетеней» за день до голосования — 2 ноября. В нескольких штатах, в том числе «колеблющихся», от которых как раз и зависел исход президентских выборов, законодательные собрания отклонили подобные просьбы. Однако в ряде других мест, например во Флориде, власти все-таки пошли по пути Мичигана, выделив дополнительные дни для подсчета голосов.
Вместе с другими шагами — наймом тысяч новых сотрудников, внедрением современного оборудования — это позволило принять участие в выборах рекордно большому числу избирателей. «Система сработала так, как и должна была сработать»,— заявили на страницах журнала Foreign Affairs эксперты Центра юстиции им. Бреннана при Университете Нью-Йорка Лоуренс Норден и Дерек Тислер.
А в первые дни после выборов ситуация, по их мнению, оказалась такой, какой и должна была оказаться, и в том, что подсчет голосов не был закончен, нет ничего сверхъестественного. «В ходе четырех из шести последних выборов, включая нынешние, СМИ не могли уверенно спрогнозировать победителя до конца дня голосования»,— напомнили Норден и Тислер. Вот и теперь в соответствии с законами своих штатов избиркомы продолжали обрабатывать «почтовые бюллетени», отправленные задолго до 3 ноября.