Методом стыка
В столице в новом формате проходит аттестация преподавателей детских школ искусств (ДШИ). Новая технология столь экзотична, что, похоже, без квалификации, а следовательно, и без работы, могут остаться многие педагоги
Главное ноу-хау: теперь педагогов будут оценивать не по умению учить детей, а заочно и по баллам. Более всего педагогов тревожит компьютерное тестирование, которое они должны пройти для аттестации. По сути — «угадайка», из нескольких предлагаемых ответов на вопрос нужно выбрать один правильный.
Иногда вопросы ставят в тупик. Например: «Какая система образования в Сингапуре?» Или: «Как принимают на работу педагогов в Финляндии?». Были вопросы про маньеризм, Кафку, Камю, архитектурные стили. Те, кто уже прошел тестирование, говорят, что вопросов было около полусотни. К любому непростому тесту можно подготовиться, кому, как не учителям, это знать. Но тут маневр отрезан — списка примерных вопросов нет, обозначены только области знаний — педагогика, психология, вопросы по специальности (фортепиано, струнные и т.д.), литература, театр, живопись, архитектура, скульптура, правовые вопросы…
За каждый правильный ответ в этой угадайке преподавателю начисляются баллы. Компьютер сразу выдает проценты по разделам и общий процент правильных ответов. А результат аттестации будут объявлять через два месяца после подачи заявления.
Преподаватель хореографии, конечно, должен знать, что такое grand battement или jete, педагог по скрипке — что такое col legno или spiccato. Но при чем тут Сингапур и Финляндия?
Один из педагогов объяснил так: «У нас сейчас пытаются активно внедрять отдельные элементы обучения детей и подготовки педагогов из разных стран. Просто выдергивают фрагменты — что-то от одной, что-то от другой. Это уже пошло в некоторых регионах, в Татарстане, Удмуртии и других». Видимо, с отечественной системой художественного образования чиновники от культуры решили расстаться.
Но прежде чем педагога допустят к аттестации, он должен представить мотивационное письмо и портфолио. В письме надо объяснить, почему человек хочет получить первую или высшую категорию. А если он уже 20 лет работает и у него эта категория уже есть? Все равно аттестацию надо пройти. В портфолио надо «указать результаты проектной и фестивальной деятельности с участием учащихся или самого педагогического работника». Много раз употребляются экономические термины — инновация, проекты, эффективность и т.д. Какое отношение это имеет к обучению музыке или хореографии? Но и за это тоже будут начислять баллы. Сколько и за что — опять-таки неизвестно. И опять — с людьми никто разговаривать не будет.