Матера собирает камни
Культурной столицей Европы–2019 объявлен уникальный город Матера — буквально сросшийся со скалой, из которой он вырос, символ красоты и неблагополучия итальянского юга. «Огонек» присмотрелся к истории города, который многие узнают по великим кинокартинам
Добраться до новой европейской культурной столицы, скажу честно, непросто. И не только потому, что этот город в 60 тысяч жителей — на дальнем юге, прямо под апеннинским «каблуком». Беда в том, что железная дорога туда не доходит, а автобусы от станции Феррандина Скало идут в Матеру лишь два раза в день. Лучше уж самолетом до Бари, а потом на такси евро за 70. Или уж прямо на машине из Рима — всего часов пять.
Ничего тут не поделаешь: на итальянском юге по-прежнему худо с экономикой и инфраструктурой, зато с культурой, прежде всего с историческим наследием и творческими людьми, все отлично. Это и ценили в Матере интеллектуалы, от поэта Джованни Пасколи, поселившегося там в 1882 году, чтобы преподавать детишкам латынь, до Пьера Паоло Пазолини, избравшего Матеру и ее обитателей фоном для своего шедевра «Евангелие от Матфея» (1964). Кинорежиссер предпочитал поэтику нищеты и отсталости вульгарности капиталистического бума, охватившего в те годы Италию. Тот же пафос и у знаменитого романа Карло Леви «Христос остановился в Эболи». Правда, эта «эстетика нищеты» признана неконструктивной: в Италии добрых полвека как не было правительства, которое не объявляло бы о намерении поднять с колен Меццоджорно — депрессивные территории к югу от Неаполя. Ну а поскольку двигателя прогресса лучше, чем культура, Италия все еще не нашла, Рим еще в далеком 2007-м выдвинул расположенную в южной области Базиликата Матеру на соискание титула культурной столицы Европы.
Цель таких назначений (они вошли в практику с 1985-го) — способствовать экономическому, культурному и туристическому развитию удостоенных высокой чести городов при непременном условии, что сами они доказали желание и умение развиваться. Судя по тому, что Евросоюз выбрал-таки именно Матеру (только в Италии она обошла такие жемчужины, как Равенна, Перуджа, Ассизи, Сиена), усилий приложили немало.
Разделивший почетное звание с Матерой болгарский Пловдив тоже радуется, но для города на итальянском юге речь о «поистине планетарном» событии. Именно так в беседе с «Огоньком» отозвался неделю назад о полученном городом титуле директор фонда «Матера-2019» Паоло Верри. В самом деле, город из Меццоджорно получил такой статус впервые.
Итальянская история
Что же перевесило чашу весов в пользу Матеры? Начать надо с того, что историки причисляют этот город к древнейшим мировым поселениям — люди обжили здешние пещеры, уверяют ученые, еще во времена неолита. Затею природы местное население решило подхватить и углубить — благо порода здесь из мягкого туфа. В рукотворных и нерукотворных пещерах еще во времена Римской империи основывали христианские церкви, они пережили и средневековье, о чем говорят дошедшие до нас фрески. Настоящий же пещерный бум случился на рубеже XVIII–XIX веков: край развивался бурно, а квартирный вопрос местным крестьянам проще всего было решить, выдолбив жилье в скале, причем извлеченный грунт шел на возведение фасада. Возникли целые городские кварталы в скалах: они напоминают гигантские пчелиные ульи и получили название Сасси (Камни).