Корзина неутешительная
Вконце января граждане пожаловались президенту на содержимое так называемой продуктовой корзины. Ее называют ключевым инструментом оценки уровня жизни населения, хотя формируемый чиновниками, обсчитанный Росстатом и утверждаемый Госдумой минимальный набор продуктов питания — индикатор не объективный, а условный. Значимым его делает только увязка итоговой стоимости набора с размером минимальной оплаты труда (МРОТ). Тем не менее претензия прозвучала публично (в ассортименте недостаточно мяса и рыбы, слишком много картофеля, хлеба и круп), и президент ее поддержал — надо пересмотреть. По всем законам административной логики речь шла об удорожании условного минимального набора, казалось бы, неминуемом. Однако выяснилось: все не так. Реакцией на прозвучавший на самом высоком уровне призыв ревизовать содержимое корзины стало предложение Минтруда снизить размер МРОТ, который прямо связан с ее стоимостью. И — одновременно — разнообразить корзину более дорогими «продуктами здорового питания». Как это объяснить и что на самом деле стоит за развернувшейся дискуссией вокруг судьбоносной корзины, пытался понять «Огонек».
Росстат во второй половине прошлого года отразил небывалое в постсоветской России явление: начиная с июля стоимость минимального продуктового набора стала резко снижаться. К декабрю 2019 года она упала на 300 рублей, до отметки 4067 рублей. Такого до сих пор никогда не было, корзина росла начиная с 1992 года. Иногда быстрее, иногда медленнее. Скажем, после кризиса 14-го года стоимость минимального набора продуктов подскочила аж на 653 рубля. В целом же стоимость корзины увеличилась за 19 лет (по данным Росстата) в 4,9 раза: с 883 рублей в июне 2001 года до 4367 рублей в июне 2019 года.
Инфляция за то же время выросла в 5,33 раза. Это важно: до сих пор рост стоимости продуктовой корзины объяснялся инфляцией и в целом с нею совпадал. Именно поэтому удешевление в конце 2019 года озадачило: инфляция составила в прошлом году (по оценке Росстата) 3 процента, а стоимость продуктовой корзины не выросла на этот показатель, а упала.
Чудеса статистики, способной устойчивую стагнацию превратить в робкий рост, или просто чудеса? Вопрос интересный и, главное, повлекший за собой мгновенную административную реакцию — на прошлой неделе Минтруд подготовил законопроект о снижении МРОТ (а он привязан к корзине) с нынешних 12 130 рублей до 10 609. Борьба с бедностью, похоже, началась с привычных статистических упражнений, давно вошедших в моду, ведь если снизить порог бедности, то и бедных автоматически станет меньше.
Сложить пазл
Начнем с того, что в отечественных реалиях само понятие «бедность» (как экономическая и социальная категория) не табуировано, конечно, но тщательно размыто. О ней на уровне государственных актов и официальных цифр говорят как бы иносказательно, прячась за частокол понятийных синонимов, одним из которых и выступает продуктовая корзина. А ведь есть еще и потребительская корзина (плюс к продуктам питания минимальный набор товаров и услуг примерно в равной пропорции, по 30–35 процентов), а еще часто упоминается минимальный размер оплаты труда, он же МРОТ.
— Министерство труда, — говорит Андрей Покида, директор Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, — ежегодно устанавливает размер МРОТ. На 2020 год он был определен в 12 130 рублей (этих денег никто получить не успел, а уже возникла инициатива о его снижении. — «О»). Эта же сумма является у нас и прожиточным минимумом. В его основе лежит минимальный продуктовый набор. Туда же добавляются товары и услуги примерно на те же суммы. Парадокс в том, что ни один из разделов корзины у нас не соответствует реальным ценам. Другими словами, критерии бедности у нас определены на уровне минимальных физиологических потребностей. Это не уровень жизни, а уровень выживания. Реально существовать на такие деньги невозможно.
Эксперт добавляет: отсчет бедности идет от уровня не просто плохой жизни, а самой плохой. И именно этот уровень выживания определяет сегодня социальную политику государства. Сейчас бедными у нас считаются граждане, чей доход ниже прожиточного минимума. Их, как заявила на прошлой неделе зампред правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяна Голикова, 18,5 млн (в процентном отношении — это 12,7 процента населения страны). При этом большинство бедных — семьи с детьми.
От нищеты до бедности
Александр Сафонов, профессор кафедры управления персоналом Финансового университета при правительстве РФ, еще в далеком 1988 году участвовал в разработке системы потребительских бюджетов. Тогда руководство страны решило создать некую нормативно-статистическую методику определения и планирования производства необходимого объема товаров и услуг в стране, а также для определения уровней заработной платы.
— Мы разработали три типа потребительских бюджетов. Первый, самый низкий, определял уровень выживания человека. В нем был крайне ограниченный набор продуктов, обеспечивавших жизнь человека, не занятого трудовой деятельностью. По существу — уровень нищеты. Этот тип бюджета вообще не должен был учитываться при определении зарплат. Второй тип — минимальный потребительский бюджет. Он определял границу между нищетой и бедностью и включал в себя четыре раздела: продукты питания, одежду, бытовые товары и услуги. Третий тип — рациональный бюджет, определявший границу между бедностью и средним доходом человека. Здесь тоже были те же четыре раздела, но наполнение этого бюджета позволяло обеспечить нормальную, полноценную жизнь человека. Причем эти потребительские бюджеты разделялись по возрасту, полу и видам работы — физической или умственной.
При советской власти эти нормативы ввести не успели. К сюжету вернулись уже в «новой России». Причем на самом старте: понятие «потребительская корзина» впервые в стране появилось в 1992 году по указу Бориса Ельцина. В основу корзины был положен первый из разработанных типов потребительских бюджетов — минимальный, на уровне нищенского выживания. Власть объясняла такой выбор: это было необходимо для поддержки населения, оказавшегося без средств к существованию после павловской денежной реформы 1991 года. Бедных тогда было, напомним, больше 49 млн человек. Да и госбюджет тогда тоже был пустым.
Ельцин, видимо, понимал ущербность своего решения — ведь за основу социальной политики был взят уровень нищеты. Он тогда сделал оговорку, что мол, корзина — условность, которая не отражает реальных потребностей людей, но это временная мера, и скоро, обещал, мы от нее уйдем. Но нет ничего более постоянного, чем временное: мы уже 28 лет живем с этой условностью: она пережила «жирные» нулевые, кризисные десятые и 2014–2015 годы и вот теперь вошла с нами в век цифровой экономики. Впрочем, некоторые эксперты выражают сомнения, можно ли наше время называть цифровым, если у половины населения нет денег на гаджеты, которые давно перестали быть роскошью, а стали насущной необходимостью.