Кого боится Дональд Трамп?
Республиканец Дональд Трамп проработал в Белом доме чуть больше половины своего первого срока, а на его место уже объявился целый сонм претендентов-демократов, мечтающих только об одном — чтобы второго срока у него не было. Потенциальные кандидаты на пост президента США плодятся в эти дни, как кролики в лесах Западной Виргинии, Если дело и дальше пойдет теми же темпами, то их будет, пожалуй, больше, чем участников выборов на Украине.
Сейчас в Америке насчитывается около трех десятков политиков, чиновников, предпринимателей и звезд шоу-бизнеса, которые могут побороться за выдвижение официальным кандидатом от Демократической партии на выборах-2020. Некоторые из них уже официально объявили, что будут баллотироваться на высший государственный пост, другие признаются, что пока раздумывают, третьи хранят многозначительное молчание, поддерживая интригу и добавляя переживаний своим сторонникам.
Если бы их можно было собрать всех вместе, то перед американскими избирателями предстала бы вполне достойная, хотя и весьма разношерстная компания. Такого разнообразия на американской предвыборной сцене не было уже давно. В толпе претендентов можно увидеть немало старых знакомых, но есть и совсем неизвестные личности, имена которых мало что говорят даже их соотечественникам. Самому старшему из них — сенатору от штата Вермонт Берни Сандерсу — 77 лет, самому младшему — мэру города Саут-Бенд (штат Индиана) Питу Буттиджичу — на 40 лет меньше.
Некоторые из претендентов уже имеют колоссальный опыт в политике, другие делают в ней лишь первые — и не всегда верные — шаги. Например, ветеран войны в Ираке, член Палаты представителей Конгресса от штата Гавайи 37-летняя Талси Габбард, выступающая против военного вмешательства США в дела других стран, подвергалась дома острой критике за то, что в 2017 году тайно побывала в Сирии и встретилась там с президентом Башаром Асадом.
На любой вкус
Когда этот номер журнала готовился к печати, в США насчитывалось 15 демократов, официально объявивших об участии в президентской гонке. В их числе — шестеро сенаторов, бывший и нынешний члены Палаты представителей, бывший и действующий губернаторы, экс-министр, мэр, предприниматель и писательница. Ну почти как в детской считалке... Среди них шесть (!) женщин, пятеро представителей нацменьшинств и один открытый гомосексуалист (Буттиджич).
Скажем сразу, что в этом списке нет Хиллари Клинтон. Экс-госсекретарь и соперница Трампа на выборах в 2016 году заявила 4 марта в интервью одному из нью-йоркских телеканалов, что больше не будет выставлять свою кандидатуру. Чуть позже люди из ее окружения уточнили, что окончательное решение она все-таки примет после публикации доклада спецпрокурора Роберта Мюллера, продолжающего расследование в связи с подозрениями относительно связей предвыборного штаба Трампа с Россией.
Клинтон до сих пор не может изжить горечь поражения и надеется увидеть в докладе Мюллера указания на то, что Трамп победил нечестно. В то же время американские юристы не исключают, что документ будет если не пустышкой, то уж никак не информационной бомбой, угрожающей Трампу импичментом. Поэтому в окружении Клинтон, которой в ноябре 2020-го, к моменту выборов, будет 73 года, признаются, что шансы на ее участие в президентской гонке на этот раз чрезвычайно малы. По словам бывшего руководителя ее предвыборной кампании Джона Подесты, они вообще стремятся к нулю.
Американские историки напоминают, что начиная с 1950-х годов не было ни одного случая, чтобы официальный кандидат Республиканской или Демократической партии, проигравший на выборах, спустя четыре года вновь выставлял свою кандидатуру. По этой причине политологи практически списали со счетов не только Клинтон, но и 75-летнего Джона Керри, бывшего сенатора и госсекретаря в администрации Барака Обамы. В 2004 году он был официальным кандидатом демократов и уступил республиканцу Джорджу Бушу-младшему, оставшемуся в Белом доме на второй срок. И на Клинтон, и на Керри лежит печать «лузер».
Среди 15 демократов, вступивших в борьбу за президентское кресло, наибольшей популярностью, согласно опросам, пользуется уже упоминавшийся Берни Сандерс. Главный соперник Клинтон на первичных выборах в 2015–2016 годах завоевал тогда симпатии многих молодых американцев благодаря своим революционным взглядам, которые он сам не раз называл социалистическими.
Сандерс считается независимым сенатором, но при голосовании в Конгрессе по традиции блокируется с демократами, и его уже давно приписали к прогрессистам — самому левому крылу партии. К ним относится и 69-летняя сенатор от штата Массачусетс Элизабет Уоррен, непримиримый критик Уолл-стрит.
Серьезную конкуренцию им может составить сенатор Камала Харрис (54 года), бывшая генпрокурор Калифорнии и представитель нацменьшинств (ее мать приехала в Америку из Индии, а отец — с Ямайки). Она придерживается не столь радикальных взглядов, как прогрессисты, и делает в своей программе упор на защиту интересов среднего класса, в том числе на сокращение налогов для этой категории граждан. Считается, что ей помогают опытные политтехнологи, а ее предвыборная стратегия заключается в том, чтобы навести мосты между различными группами электората.