«Кино дает опыт синхронизации чувств»

О новых тенденциях в российском кино и о том, чего уже удалось достичь

ОгонёкРепортаж

«Кино дает опыт синхронизации чувств»

25 января состоялось вручение премий «Золотой орел» — российского аналога «Оскара». О новых тенденциях в российском кино и о том, чего уже удалось достичь, «Огонек» поговорил с Марией Лемешевой — главным редактором журнала «Кинорепортер», специальный номер которого был презентован в ходе церемонии

Мария Лемешева уверена в востребованности и высоком качестве российского кино. Из личного архива

Мария, как за минувший год изменился российский кинорынок? В чем причины изменений?

— 2018 год подтвердил тенденцию, наметившуюся еще в 17-м году, после выхода «Последнего богатыря»: отечественное кино на внутреннем рынке наконец-то стало равноправным конкурентом голливудской продукции. Самым очевидным подтверждением этого тезиса стали прокатные показатели фильмов «Движение вверх» и «Лед». «Движение вверх» посмотрело больше 11 млн человек, а это примерная цифра активной аудитории кинотеатров вообще по всей стране. Грандиозный результат! Хотя об успехах ушедшего года гораздо красноречивее меня сказали итоги национальной кинопремии «Золотой орел».

— Актуальна ли сегодня, на ваш взгляд, проблема привлечения зрителя в кинотеатры?

— Поход в кино перестал быть самой доступной и привычной формой проведения досуга. Киноиндустрия, разумеется, не может игнорировать это обстоятельство и отвечает на него резким повышением качества сериальной продукции, ориентированной как раз на мониторного зрителя. Однако потребность в походах в кино все равно никуда не денется. И тут я вижу две парадоксально рифмующиеся тенденции. С одной стороны, кино как будто возвращается к своим аутентичным балаганно-аттракционным корням. И это явление всемирное, посмотрите «Трансформеры» или «Мстителей», все строится на внешней эффектности. Человек идет за зрелищем, которого он недополучит у экрана монитора или телевизора, ради погружения в фантастический мир. Но, с другой стороны, в России и по всему миру все отчетливее заметна нарастающая кинотеатральная популярность авторского кино. Так, прокатные сборы «Аритмии» составили около сотни миллионов, и это очень достойный показатель для авторской камерной драмы. Казалось бы, такое кино можно посмотреть и дома. Почему люди пошли в кинотеатр? Думаю, хотелось разделить эмоциональное напряжение с другими: кино дает опыт синхронизации чувств. В эпоху сетевой дистанцированной коммуникации и привычки к киноаттракционам эта тяга будет непрерывно возрастать.

— Какие киножанры были популярны в России в минувшем году и почему, на ваш взгляд? Можете ли вы определить какой-то кинотренд российского проката 2019 года?

— Первым бросается в глаза продолжающийся успех спортивных драм, помимо уже названных «Движения вверх» и «Льда», стоит вспомнить еще и «Тренера» — режиссерский дебют Данилы Козловского. Возрастающая популярность спортивных фильмов вписывается в общий тренд популяризации спорта и здорового образа жизни, особенно актуализированный в последние годы в России. Неслучайно в 2019 году нас ожидает премьера еще одного спортивного блокбастера — долгожданного «Вратаря галактики» Джаника Файзиева. Традиционно востребованными оказались военные фильмы и кинокомедии. Комедия пользуется популярностью везде и всегда, начиная чуть ли не со времен изобретения кинематографа. Отдельный интерес представляет процесс активной интеграции на рынок отечественных фильмов в жанре хоррор. В этом году на экраны вышли «Русалка. Озеро мертвых» режиссера Святослава Подгаевского, «Проигранное место» — режиссерский дебют Надежды Михалковой, «Проводник» Ильи Максимова, «Гоголи» Егора Баранова тоже могут быть причислены к хоррорам. Надо констатировать, что мы все еще находимся в ожидании прорыва на этом жанровом рубеже. Зритель явно еще не изжил скепсис по отношению к отечественным опытам с мистикой и ужасами. Но я убеждена, что надо продолжать поиски в этом направлении, и количество непременно перейдет в качество.

— Какие факторы влияют на выбор зрителя между отечественной лентой и иностранной?

— Факторов огромное количество. Каждый зритель — явление уникальное. Возраст, образование, род деятельности, круг общения — все эти биографические обстоятельства формируют их вкусовые предпочтения в кинематографе. Долгое время у огромной части нашей аудитории действовал стереотип по отношению к отечественному кино: «Не буду смотреть этот фильм?» — «Почему?» — «Потому что он русский». А после просмотра: «Надо же, какое у нас кино снимают». Мне кажется, этот заведомый негатив удалось преодолеть. Доверие к отечественному производителю постепенно возвращается. Но это не повод останавливаться на достигнутом. Главное — не забывать, что зрителя всегда надо удивлять, искать новые подходы к нему. Мне кажется, одним из факторов разворота нашего зрителя в сторону отечественных фильмов может стать и определенный кризис идей, возникший в Голливуде. Понятно, что вариации на темы звездных войн и комикс-вселенных не могут быть бесконечными. В этом году нас ждут грандиозные диснеевские премьеры — полнометражные игровые фильмы «Аладдин» и «Король Лев», адаптации знаменитых мультфильмов. Да, это свидетельствует о серьезных технических достижениях, но подспудно возникает ощущение топтания на месте в идейном плане. Поэтому лично я считаю показ последней части «Елок» позитивным знаком для нашего кино.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рикошет на весь мир Рикошет на весь мир

Пик эпидемии в Китае пройден

Огонёк
Прикоснёмся к феерии Прикоснёмся к феерии

Русский плакат рубежа веков

Наука и жизнь
Александровский. Театр Александровский. Театр

Интервью с режиссером Семеном Александровским

Собака.ru
Вкус (к) Грузии Вкус (к) Грузии

Воспоминания о путешествии в Грузию

National Geographic
Истина в жене Истина в жене

Зачем прятать от мужа свои деньги и почему карьеру надо делать днем?

Cosmopolitan
Гиперзвуковой орлан: новое оружие американцев Гиперзвуковой орлан: новое оружие американцев

Полноценное гиперзвуковое оружие с большой долей вероятности появится у США

Naked Science
Меловые отложения рассказали о тропиках в Антарктиде Меловые отложения рассказали о тропиках в Антарктиде

Какие условия окружающей среды были в Антарктиде миллионы лет назад?

N+1
Обзор шутера Doom:Eternal - прямиком из преисподней Обзор шутера Doom:Eternal - прямиком из преисподней

Думаете, что Doom 2016 - это самая брутальная и пафосная игра

CHIP
Вирус не пройдёт! Как не заразиться, сходив за покупками Вирус не пройдёт! Как не заразиться, сходив за покупками

Как обезопасить себя и близких, если вы собрались выйти из дома

Cosmopolitan
Люди и звери на карантине Люди и звери на карантине

Домашний зверь поможет вам остаться человеком

СНОБ
Как же все-таки эффективно работать дома Как же все-таки эффективно работать дома

Как подойти к организации домашнего офиса с позиции настоящего профессионала

GQ
История одной песни: «Stayin' Alive» трио Bee Gees История одной песни: «Stayin' Alive» трио Bee Gees

Хит, который дал старт моде на песни про выживание. А также стал символом диско

Maxim
Пока стилист на карантине: 5 необычных способов уложить отросшую челку Пока стилист на карантине: 5 необычных способов уложить отросшую челку

Мы советуем пока повременить со стрижкой челки и сделать укладку

Cosmopolitan
Черные трупиалы услышали о гнездовых паразитах от других птиц Черные трупиалы услышали о гнездовых паразитах от других птиц

Черные трупиалы подслушивают звуковые сообщения желтых древесниц

N+1
«Падать уже некуда, дно — достигнуто». Почему нужно спасать гостиничную и ресторанные отрасли «Падать уже некуда, дно — достигнуто». Почему нужно спасать гостиничную и ресторанные отрасли

Туристический и гостиничный бизнес стал одной из первых жертв кризиса

Forbes
Экология за запертой дверью. Почему не стоит радоваться «возвращению природы» в карантинные города Экология за запертой дверью. Почему не стоит радоваться «возвращению природы» в карантинные города

Чтобы улучшить экологию, необходимо работать, пусть и не так, как мы привыкли

СНОБ
10 миллиардеров поколения 20-летних: самые молодые участники рейтинга Forbes 10 миллиардеров поколения 20-летних: самые молодые участники рейтинга Forbes

Попасть в глобальный список миллиардеров Forbes до 30 лет непросто

Forbes
Книжные гири: 5 толстых книг, на которые стоит потратить время Книжные гири: 5 толстых книг, на которые стоит потратить время

5 сложных книг внушительного объема, которые стоят проведенных за ними часов

Esquire
Что будет после коронавируса Что будет после коронавируса

Эпоха пандемии рано или поздно закончится. Каким будет новый мир?

СНОБ
Моя крепость: как создать уют дома — 9 простых советов Моя крепость: как создать уют дома — 9 простых советов

Как превратить дом в оплот безопасности и комфорта посреди нестабильного мира

Esquire
Кровавый рассвет после пандемии. Почему за кризисом может последовать большой передел собственности Кровавый рассвет после пандемии. Почему за кризисом может последовать большой передел собственности

Какие схемы поглощений используются «захватчиками» чаще всего?

Forbes
9 идей, чтобы уцелеть в самоизоляции 9 идей, чтобы уцелеть в самоизоляции

Как уменьшить страдание из-за разорванных социальных связей

Psychologies
Алкогений: Джек Лондон Алкогений: Джек Лондон

Джек Лондон: «Я в первый раз напился пяти лет от роду...»

Maxim
Как клетки иммунной системы помогают друг другу в борьбе с врагом Как клетки иммунной системы помогают друг другу в борьбе с врагом

Необычные взаимодействия между клетками иммунной системы, способствующие защите

Популярная механика
В Панаме нашли пчелу — наполовину самца и наполовину самку В Панаме нашли пчелу — наполовину самца и наполовину самку

Это явление называется гинандроморфизмом

National Geographic
Глобальный раскол: почему рынок нефти никогда не станет прежним Глобальный раскол: почему рынок нефти никогда не станет прежним

Провал сделки ОПЕК обвалил цены на рынке нефти и заставил задуматься о будущем

Forbes
7 подкастов о том, как бизнесмены и стартаперы переживают кризис и пандемию 7 подкастов о том, как бизнесмены и стартаперы переживают кризис и пандемию

Подкасты про бизнес, где звучат голоса тех, кто сейчас работает на износ

Forbes
Лестница… не только для рыб Лестница… не только для рыб

Зачем рыбам лестница?

Наука и жизнь
На каких поверхностях в доме больше всего микробов На каких поверхностях в доме больше всего микробов

Эти поверхности в доме нужно мыть регулярно и особенно тщательно

Cosmopolitan
Мировой океан можно восстановить за 30 лет: новое исследование Мировой океан можно восстановить за 30 лет: новое исследование

На восстановление океана потребуется 10-20 миллиардов долларов ежегодно

National Geographic
Открыть в приложении