Фонд будущих накоплений
Рано или поздно пенсионный возраст надо было повышать — такова мировая тенденция с учетом растущей продолжительности жизни, старения населения и падения рождаемости. О том, что и Россия пойдет по этому пути, было объявлено на заседании правительства на прошлой неделе
Ошибок быть не должно, иначе придется возвращаться назад, как это произошло в Польше, где осенью прошлого года пенсионный возраст снизился для мужчин до 65 лет, для женщин — до 60 лет после того, как за пять лет до этого он был повышен для обоих полов до 67 лет. Но начать следует все же с ясного ответа на вопрос о цели реформы. Это особенно важно в ситуации, когда изменения содержат в себе потенциальный «социальный компонент» — смещение сроков выхода на заслуженный отдых, изменение планов «без пяти минут» пенсионеров и т.д. Были заявлены цифры: 65 и 63 года — новый пенсионный возраст для мужчин и женщин, к которому, согласно правительственному проекту, предстоит двигаться постепенно и выйти на заявленный уровень через 10 лет для мужчин и 16 лет — для женщин. Порассуждаем, какие неприятности на этом пути нас ждут.
Спорные цели
Заявлено, что главная задача реформы — повысить выплаты будущим и нынешним пенсионерам. Что не просто для бюджета, который вынужден ежегодно перечислять в Пенсионный фонд (ПФР) уже более 3 трлн рублей. Чтобы понять, насколько достижима цель, надо ответить на вопрос: если правительству удастся сэкономить средства федерального бюджета за счет сокращения дотаций в ПФР при повышении пенсионного возраста, то как это отразится на будущих пенсионерах? Ответа пока нет (на заседании правительства прозвучала цифра: пенсионные выплаты уже в будущем году возрастут на 1000 рублей. Но это не ответ на заданный вопрос).
Чтобы у тех, кому сегодня исполнилось 30, 40, 50 лет, выросли пенсии, нужно менять не возраст, а формулу расчета этой самой пенсии. Она, как известно, балльная и во многом оторвана от зарплаты, которую будущий пенсионер получает сегодня, зато привязана к цифре доходов ПФР. И правительство ежегодно устанавливает стоимость балла в зависимости от того, сколько денег удалось собрать. Заметим: возраст выхода на пенсию тут абсолютно ни при чем.
Как можно пополнить закрома ПФР? Только одним способом — увеличив пенсионные отчисления от зарплат ныне работающих. Но поднимать сами проценты нельзя, эта мера способна привести только к тому, что число компаний, ушедших в «тень», вырастет в разы. Значит, нужно получить больше, не выходя за рамки нынешних 22 процентов. А это возможно только при условии роста зарплат, какой сопровождает бурный рост в экономике (от 4–5 процентов ВВП в год и выше). Но, к сожалению, столь лучезарной экономической перспективы сегодня не рисует ни одно правительственное ведомство. Напротив, все прогнозы в оптимистическом варианте сводятся к 1,5–2-процентному росту ВВП. Значит, зарплаты сколько-нибудь серьезно расти не будут, как и платежи в ПФР. Кроме того, надо иметь в виду весьма значительный размер российской «серой» и «теневой » экономики: по оценкам, до трети от того, что фиксируется официальной статистикой. Из этого сектора в Пенсионный фонд ничего не поступает, и вряд ли ситуация радикально поправится даже в среднесрочной перспективе, потому что надо начинать системные реформы, а про них мы, скорее всего, на ближайшие 6 лет забыли. Балльная система имеет одну цель — перекачивать пенсионные права молодых поколений в пользу уже ушедших на отдых. Это настоящая солидарная система, причем в ее самом примитивном виде. А значит есть опасность: выплаты тем, кому до пенсии остается еще десятки лет, учитывая упомянутую выше макроэкономику, из-за этой «солидарности» могут оказаться еще меньше, чем у нынешних старших поколений.
Пенсионный возраст можно повышать медленно или быстро. Самый жесткий вариант, если одним рывком. Конечно, такого не делал никто в мире: на Западе пенсионный возраст поднимали на «полгода в год», где-то даже «квартал в год». Не стала рисковать и России, хотя максимальную экономию для бюджета можно было получить, если объявить, что уже с 1 января 2019 года пенсионный возраст для мужчин становится 65 лет, для женщин — 63 года. Тогда экономию получили бы сразу — ведь на протяжении пяти лет не появился бы ни один новый пенсионер, а затем еще три года прибавлялись бы только мужчины. Такой соблазн наверняка был, но самый радикальный вариант в итоге в основу предлагаемой кабинетом реформы все же не лег.
За себя и за того парня
При этом надо понимать: повышение пенсионного возраста — мера, которую могут более или менее безболезненно позволить себе страны с иным рынком труда. Речь идет о ситуации, когда люди «после 50» не просто остаются в строю, но и занимают ведущие позиции, числятся в рядах высококвалифицированных специалистов и имеют большие зарплаты. Такое возможно в экономике не нефтегазового типа, в обществе с развитым уровнем медицины и социальной помощи и главное — отлаженной системой непрерывного образования. В России этого нет. Здесь карьерный пик приходится на возраст 40–45 лет (мужчины) или 35–40 (женщины), а за ним следует спад. Причем подчас стремительный.
Удивительно, но исследования показывают, что россиянин вне зависимости от пола начинает ощущать себя старым в 60 лет, тогда как в Европе в 70. В России, например, после 50 лет начинается массовая «деквалификация» вчерашних специалистов с профессиональным образованием в гардеробщики, охранники и консьержи. Чтобы остаться на прежних должностях или пойти на повышение, требуется качественно иной уровень знаний, соответствующий новым технологиям и изменившейся ситуации на рынке. Но это же не просто понижение статуса после 50 лет, но и сокращение зарплаты и, как следствие, будущей пенсии. Поэтому у нас подавляющая часть работающих пенсионеров получают сегодня мало-отличимую от прожиточного минимума пенсионную выплату и небольшую зарплату. Если пенсионный возраст возрастет, человек лишится такой пенсии, останется только на зарплате. И это еще один «подводный камень», который нельзя не замечать: как результат получим резкий рост числа бедных — эффект, прямо противоположный тому, о чем говорил президент (цель на ближайшую перспективу — сокращение бедности в 2 раза.— «О»). И как этот камень обойти — вопрос пока что без ответа.