«Четверть кинотеатров не переживут кризис»
Глава Ассоциации владельцев кинотеатров о будущем киноиндустрии
Олег Березин рассказал «Огоньку» о перспективах кинотеатральной индустрии, наиболее пострадавшей от пандемии.
Основной удар пандемия нанесла по коммуникации, а значит, и по сфере развлечений. У каждого вида искусства — свои способы выживания. Основной уже известен — переход в онлайн. Киноиндустрии приходится особенно трудно, но и тут есть свои варианты. Продюсеры могут перенести съемки или премьеру готового фильма, прокатчики могут частично компенсировать убытки, показывая фильмы на цифровых платформах. Так, уже на прошлой неделе стало известно о первой российской онлайн-премьере: 23 апреля фантастический триллер «Спутник» (режиссер Егор Абраменко) выйдет одновременно в онлайн-сервисе more.tv, видеосервисе Wink и онлайн-кинотеатре ivi. Однако самыми уязвимыми в этой ситуации оказались кинотеатры, а также вся сопутствующая индустрия: кафетерии, магазины, парки развлечений. Даже после отмены карантина кинотеатрам придется еще несколько месяцев входить в привычный ритм. Как оценивает ситуацию кинотеатральное сообщество? Мы попросили прокомментировать ситуацию главу Ассоциации владельцев кинотеатров Олега Березина.
— Давайте начнем с описания масштабов бедствия, какова ситуация сейчас?
— Для кинотеатрального бизнеса все началось даже раньше, чем для других: уикенд 8 марта мы прожили еще хорошо, но через неделю начались первые закрытия кинотеатров. Рынок начал схлопываться: во-первых, ввиду ограничительных мер на посещение массовых мероприятий, которые в разных российских регионах, правда, вводились не одновременно. В каких-то регионах кинотеатры работали вообще до 30 марта, где-то ограничили посещение кинотеатров до 50 человек, рассадка через одно кресло, и так далее. Соответственно, массовые настроения тоже стали меняться: понятно, что нормальные родители в такой ситуации уже не поведут своего ребенка в кино. Таким образом посещаемость упала в разы. Наконец, еще один фактор: дистрибуторы, видя, что закрываются кинотеатры в Европе и Америке, стали массово переносить премьеры фильмов на более поздний срок.
В России продюсеры и дистрибуторы поступили так же: были перенесены премьеры в общей сложности 55 фильмов, которые должны были выйти в марте, апреле и даже в начале мая — все они начали съезжать на конец года либо вообще на следующий год. Тем более что часть проектов сразу же перешла в онлайн; условно, за рубль теперь можно посмотреть то, что прежде стоило 300–400 рублей. Вот три главных фактора, которые сегодня дамокловым мечом нависли над кинотеатральной индустрией. К концу марта все кинотеатры в стране были закрыты. И сейчас уже понятно, что в смысле дохода мы «теряем» апрель полностью и уже начинаем «терять» май, тоже практически полностью. Даже если все будет развиваться по наилучшему сценарию, очень может быть, что, придя в кинотеатр после карантина, зритель попросту не обнаружит там ни одного фильма.
— Почему? Фильмов, кажется, сейчас накоплено столько, что должно хватить с запасом.
— Дело не только в фильмах. Выход из кризиса также будет проходить в несколько этапов, в обратном порядке и примерно с той же скоростью. Власти должны сперва снять карантин, зрители должны вновь поверить в безопасность массовых мест и опять захотеть пойти в кино. Мы надеемся, конечно, что после месяца-полутора карантина зрителю надоедят телевизор и онлайн-платформы, и всем будет хотеться общения — в этом, конечно, есть даже некий плюс.
Но кино — интернациональная индустрия. Америка для проката закрыта, Китай закрыт. Естественно, говорить о старте больших голливудских проектов сейчас бессмысленно. Ни один нормальный продюсер не будет ставить их на май или июнь. Таким образом, никаких голливудских премьер мы в ближайшее время не увидим. Мы говорим: ок, давайте тогда показывать российское кино. Но и тут возникают две проблемы: во-первых, у нас его не так много. Допустим, у нас есть потенциальные хиты, такие как «Стрельцов», выход которого был запланирован на 16 апреля. Но и тут возникает дилемма — и для кинотеатра, и для продюсеров. Ни один продюсер не захочет выходить в прокат на рынке, который, грубо говоря, не набрал оборотов. Вот представьте — в какой-то момент мы понимаем, что карантин закончился, кинотеатры открываются. И что? Поставить в первый же день суперпроект опасно, потому что зрители еще не привыкли. Мне видится, что скорее всего будет так: когда снимут ограничения, продюсеры подумают-подумают и скажут: ок, если, условно говоря, 1 мая кинотеатры открываются, значит, мы готовы свой проект поставить, с учетом рекламной кампании, примерно на 30 мая. Но если ближайший релиз 30 мая, зачем кинотеатрам открываться раньше этого времени? Таким образом, скорее всего после снятия карантина пройдет еще не менее месяца, прежде чем индустрия заработает опять.