Первый всероссийский съезд охранников подвел итоги и сплотил ряды

Огонёк

Частично вооруженная армия

Никита Аронов

Технические решения способны облегчить труд охранников, но заменить людей пока не могут. James Leynse/corbis / Getty Images

На минувшей неделе в столице прошел первый Всероссийский съезд руководителей частных охранных структур. Событие знаковое: профессия охранника в России — одна из самых массовых. Ее представителей мы встречаем буквально на каждом шагу, целые деревни уезжают в большие города работать в охране. Чем живет эта многотысячная армия людей в форме и частично с оружием? «Огонек» пытался это понять, поговорив с делегатами съезда и послушав выступления с трибун

— А вы точно аттестованный журналист? Здесь все журналисты должны быть аттестованы,— строго спросил мужчина из соседнего ряда.

Такого вопроса следовало ожидать, ведь сегодня в Москве проходит первый Всероссийский съезд охранников, точнее руководителей охранных организаций. И проходит он в обстановке бдительности.

Зал наполняют мужчины в костюмах. У тех, что постарше, костюмы темно-серые, у молодых — синие. Волосы чаще седые или с проседью, гладко выбритые подбородки, изредка — усы. Все здесь имеют служилый вид и почти все действительно носили погоны: кто в армии, кто в спецслужбах, но чаще — в милиции.

Свой первый съезд в Общественной палате охранники постарались сделать максимально представительным. Мероприятие открывали председатель правления ФКЦ РОС Александр Козлов (на правом фото слева) и сенатор Виктор Озеров (в центре). Фото Кристина Кормилицына

— Я бывший сотрудник уголовного розыска. Куда на пенсию идти, если всю жизнь в погонах. У нас в Саранске, наверное, 98% руководящего состава ЧОП бывшие сотрудники,— признается Сергей Амелькин, глава мордовской частной охранной организации, то есть ЧОО. ЧОП (частное охранное предприятие) звучит привычнее, и эту старую аббревиатуру тоже активно используют, но все же правильнее теперь именно так — ЧОО.

Первый день в гостинице «Измайлово» делегаты съезда обсуждали рабочие вопросы. На второй — собрались в главном зале Общественной палаты уже в торжественной обстановке: с пением гимна Российской Федерации, награждением охранника-героя, спасшего детей при пожаре, и вручением самым достойным региональным ассоциациям охранников знамен.

Бывший полковник милиции, а ныне — главный брянский охранник Игорь Зуевич не скрывает гордости:

— Это знамя подразделения. Будет у меня в кабинете стоять. Только как же я с ним отсюда на метро поеду?

Еще в рамках торжественной части сенатор Виктор Озеров приветствовал делегатов съезда от имени Совета Федерации, зачитывали письмо от министра образования и науки, а зампред комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный выступил с проникновенной пятиминутной речью, о том, что закон о частной охранной деятельности уникальный, но жизнь идет вперед. В зале при этом никто не спал — видные представители профессии привыкли бороться со сном в самых скучных ситуациях.

Хотя скучно не было, местами было даже весело, пусть и торжественно. Например, по ходу выступления «хозяина территории» — секретаря Общественной палаты аудиторию накрыла целая гамма разных ощущений.

«Моя военная специальность — оператор пуска. Я могу запустить десять ракет с шестью атомными боеголовками каждая, но не могу сделать того, что можете вы»,— признался собравшимся Валерий Фадеев, и зал оробел и воспрял одновременно. Но секретарь ОП продолжал: «Мужчины и женщины, работающие в вашей отрасли,— важный резерв вооруженных сил…» На этих словах Игорь Зуевич из Брянска, наверное, вспомнил о врученном знамени.

Про резерв, кстати, слова не пустые. Выступавший после Фадеева генерал Росгвардии Леонид Веденов сообщил, что ведомство всерьез думает включить частные охранные организации в мобилизационный план. И просил присутствующих в зале журналистов об этом не писать.

Вахтеры, полицейские, сторожа

Резерв и правда немалый, ведь в России 1,5 млн частных охранников. Правда, только 668 тысяч из них — официально аттестованные (с лицензиями). Они объединены в 23 тысячи ЧОО и охраняют (напрямую или через пультовую охрану) 1,1 млн разнообразных объектов.

— Однако минимум еще столько же охранников оказывают эти же услуги без лицензии,— объясняет «Огоньку» организатор съезда, член Общественной палаты и председатель правления Федерального координационного центра руководителей охранных структур (ФКЦ РОС) Александр Козлов.— У нас государство достаточно серьезно относится к профессии охранника, потому что его работа связана с ограничением свободы граждан. Охранники должны быть несудимые, не наркоманы, не состоящие на учете из-за алкоголизма, достаточно здоровые и знающие закон. Эти требования заставляют недобросовестных предпринимателей уходить в тень ради экономии.

Схема такая: «недобросовестные» вместо четко регламентированного ЧОО открывают ООО, берут с улицы абы кого, представляя сотрудников сторожами, контролерами, администраторами торговых залов, но оказывая, по сути, охранные услуги. И роняя «планку качества».

— Инструкции так написаны, что всегда можно свалить на конкретного контролера, который что-то недопонял,— поясняет Александр Козлов.

Сначала понятно не очень. Но потом выясняется: обычные сторожа и вахтеры тоже есть. Их, по оценкам ФКЦ РОС, еще около 200 тысяч человек. И они «планку качества» не держат, поскольку этого от них и не требуется.

С другой стороны, есть еще государственные охранники: ведомственные и вневедомственные. Первые раньше относились к полиции, а теперь к Росгвардии. Самые заметные из них — сотрудники Главного управления вневедомственной охраны — люди в полицейских погонах, которых еще недавно можно было увидеть охраняющими какой-нибудь магазин.

— Раньше функции охраны выполняла милиция. Люди во вневдомственной охране носили погоны, имели льготы, выслугу лет, но фактически работали охранниками. Потом государство, видимо, сравнило затраты на социальный пакет и пенсии и осознало, что дешевле нанимать частников,— рассуждает гендиректор тульского охранного холдинга «Барс» Алексей Артемов.

— Они подверглись сокращениям, их убрали с объектов. Фактически они сейчас обеспечивают только пультовую охрану, а физическую — только на объектах, которые в связи с постановлением правительства должны охраняться полицейской охраной,— добавляет Александр Козлов.

Но и это картина не полная. К той же Росгвардии относится, например, ФГУП «Охрана». Но эти люди уже без погон, они «ведут» объекты на основании договора. Еще есть ведомственная охрана различных ведомств: РЖД, «Спецсвязи», «Росатома» и т. п. Некоторые из них пытаются выйти за пределы охраны ведомственных объектов и залезают на чужую территорию — участвуют в тендерах на охранном рынке ЧОО.

Это участников съезда тихо бесит, поскольку у государственных охранников перед частными есть явное преимущество — у них не служебное оружие, а боевое. Второе преимущество юридического характера — некоторые объекты вообще, по закону, могут охранять только государственные охранники. Существующий на этот счет список имеет склонность к расширению, и охранники частные видят в этом одну из главных угроз для своей отрасли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шпион, который себя любил Шпион, который себя любил

Знакомься с Эдди Чапменом – двойным агентом Второй мировой

Maxim
Я живу на разрыв Я живу на разрыв

Саша Бортич — красивая девушка, которая не хочет быть холодной и расчетливой

OK!
Марго Робби — самая темпераментная актриса поколения Марго Робби — самая темпераментная актриса поколения

Она сбежала из Голливуда в пустынную глушь, чтобы не отвлекаться от кино

Vogue
Контролируй это Контролируй это

Как отчетность и бесконечные проверки эффективности убивают смысл любой работы

Русский репортер
Прототипы Прототипы

«Умная» камера от московского стартапа учит трюкам сноубордистов из США

РБК
Херон Престон: «Я хотел пригласить Путина на свою вечеринку и выпить с ним водки» Херон Престон: «Я хотел пригласить Путина на свою вечеринку и выпить с ним водки»

Дизайнер рассказал Vogue о запуске новой капсульной коллекции

Vogue
Тайнопись Тайнопись

Александр Александрович Андроханов о технологии русской мозаики по малахиту

Seasons of life
Войнушка для взрослых: правила игры в «пистолетку» Войнушка для взрослых: правила игры в «пистолетку»

Формат для тех, кто предпочитает стрелять, а не говорить

Популярная механика
Где принято давать и сколько? Чаевые: инструкция по вознаграждению Где принято давать и сколько? Чаевые: инструкция по вознаграждению

В каждой стране есть свои особенности, поэтому перед поездкой лучше все изучить

Лиза
Омега-3-6-9: в чем разница и все ли жирные кислоты одинаково полезны Омега-3-6-9: в чем разница и все ли жирные кислоты одинаково полезны

О пользе жирных кислот не устают говорить и врачи, и специалисты по питанию

Esquire
Технократ Технократ

Первый тест нового немецкого Audi A7 Gran Turismo

АвтоМир
Идолы Идолы

Дожди и ветра оставили причудливые фигуры, которым поклонялись люди

Seasons of life
История насосного производства, или введение в датские технологии История насосного производства, или введение в датские технологии

Чем известна Дания? Подходом к производству водяных насосов!

Популярная механика
Херон Престон: “Я не хотел делать политическое заявление, но я его сделал, использовав фотографию Путина” Херон Престон: “Я не хотел делать политическое заявление, но я его сделал, использовав фотографию Путина”

Американский дизайнер рассказал Esquire о своей новой коллекции для "KM20"

Esquire
Топ-10 выходов MBFW: лучшие образы московских модников и как их повторить Топ-10 выходов MBFW: лучшие образы московских модников и как их повторить

Мы выбрали 10 наиболее примечательных образов

Cosmopolitan
Одной лучше! Одной лучше!

Как путешествовать в одиночку и получать от этого удовольствие?

Лиза
Тайные комнаты Тайные комнаты

Шато во Франции, отреставрированное без финального плана интерьера

AD
Намибия. Соль земли Намибия. Соль земли

Мы использовали Land Cruiser Prado по его прямому назначению в Намибии

АвтоМир
Везение в особо крупных размерах – 2 Везение в особо крупных размерах – 2

Рецепт славы прост: надо в нужное время оказаться в нужном месте

Maxim
Жизнь после выборов: как изменится судьба кандидатов в президенты Жизнь после выборов: как изменится судьба кандидатов в президенты

Российская политика стоит на пороге больших перемен

Forbes
Встали в позу Встали в позу

Меняя язык тела, мы можем изменить свою жизнь

Psychologies
Все тенденции сезона осень–зима 2018/2019, которые пора практиковать уже сейчас Все тенденции сезона осень–зима 2018/2019, которые пора практиковать уже сейчас

10 трендов, до вступления которых в законную силу ждать полгода не обязательно

GQ
«Как ребенок-ЭКО я доказала свое право на жизнь» «Как ребенок-ЭКО я доказала свое право на жизнь»

Евгения Дьяченко — старшая из детей-ЭКО на постсоветском пространстве

Psychologies
Local Local

Квартира Константино Хуртадо наxодится рядом с Mercado Central

Seasons of life
Ты же девочка Ты же девочка

Даже в прогрессивном 2018‑м врач может списать ваши жалобы на «просто ПМС»

Glamour
На плоскости На плоскости

Всё про три анатомические плоскости движения

Yoga Journal
«Чувствую себя на 45 – пока не прохожу мимо зеркала» «Чувствую себя на 45 – пока не прохожу мимо зеркала»

Сегодня в свои 65 лет Нисон демонстрирует наилучшую форму

Playboy
Культурные ценности, которые мы потеряли из-за собственного кретинизма Культурные ценности, которые мы потеряли из-за собственного кретинизма

В природе все уравновешено и гармонично

Maxim
Lexus RX Lexus RX

Поздравляем первый RX с юбилеем! В этом году ему 20 лет

АвтоМир
«Хочу влюбиться до беспамятства!» «Хочу влюбиться до беспамятства!»

Макс Барских о жизни в США

OK!
Открыть в приложении