Один день из жизни Зельфиры Трегуловой
Vogue записал за директором Третьяковской галереи ее монологи о жизни в искусстве
Очередь на Серова зимой 2016 года стала, как теперь говорят, мемом. Видеоролик с ожившей картиной «Девочка с персиками» посмотрели сотни тысяч человек. Половина светской Москвы пришла на ночной концерт Юрия Башмета на станции «Маяковская», тогда же в метро курсировал поезд с репродукциями картин авангарда. Организаторы шутили: «Завсегдатаи метро побывали в музее, а богемная публика спустилась в подземку». Все это случилось благодаря Зельфире Трегуловой. Выпускница истфака МГУ, кандидат искусствоведения в 1990-е набиралась опыта на стажировках в нью-йоркском музее Гуггенхайма, заведовала отделом международных выставок и связей ГМИИ, была сокуратором выставок-блокбастеров «Великая утопия», «Москва—Берлин», Russia!. В 2000-е работала замдиректора Музеев Московского Кремля, возглавляла Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». И в феврале 2015 года перешла в кабинет директора Третьяковской галереи.
Миниатюрная, строгая, ироничная, говорящая быстро и четко, Зельфира Исмаиловна живет в бешеном ритме. Пока мы говорили в кабинете с белоснежным камином в старом здании музея в Лаврушинском переулке, ее телефон то и дело пищал, сигнализируя, что в органайзер добавлена новая встреча. Что, впрочем, не мешает между совещаниями вырваться на пять минут и пойти посмотреть перформанс англо-немецкого художника Тино Сегала: он целовался с девушкой на полу музейного зала, прямо под ногами Сталина и Ворошилова с картины Александра Герасимова, в народе известной как «Два вождя после дождя». Или резко свернуть в расписанный под боярские палаты зал «Метрополя» и усмехнуться стоящему у стены чучелу: «Красота! И медведь тут как тут». О том, как директор Трегулова живет каждый день и что думает, мы узнали из первых уст.
6:30 Открыв глаза, я первым делом беру телефон. И пока ем на завтрак творог и пью кофе и свежевыжатый апельсиновый сок, отвечаю на письма. Коллеги уже привыкли получать от меня сообщения в семь утра. Когда я на самое важное отреагировала, можно спокойно приводить себя в порядок и собираться на работу.
Люблю костюмы Александра Терехова за сочетание элегантности и строгости. Недавно открыла для себя марку Rundholz — она креативная, свободная, интересно обыгрывает мешковатость. Их черная газовая юбка прекрасно смотрится даже с самым лаконичным верхом. В общем, как Dior, но в другой ценовой категории. Но все-таки основа гардероба — вещи Max Mara, Sportmax, Weekend. Раз, ну, может, два в год я еду в Италию, и моя младшая дочь — она любит моду — устраивает мне фантастический тур по магазинам.
8:30 Пока еду на работу, можно рассказать о себе. Я родилась в Риге. С одной стороны, это был почти европейский город: там всегда было чище, аккуратнее и более стильно. А с другой, по сравнению с Москвой и Ленинградом это была все-таки провинция. Там остро стоял национальный вопрос, а вот градус интеллектуальной жизни был совсем не как в МГУ, куда я потом уехала учиться, или как в Тарту в Эстонии, где преподавал Юрий Лотман. Я стала искусствоведом, потому что мои родители брали меня ребенком в Москву и Ленинград и водили по музеям. Этот мир мне казался невероятным и увлекательным, мне хотелось иметь с этим дело. Но поскольку я была достаточно самокритичной, то понимала, что художником или музыкантом мне не стать. Поэтому к десяти-одиннадцати годам я уже четко знала, что буду искусствоведом.