100 лет назад было национализировано главное нотное издательство

ОгонёкКультура

«Чайковский прятался у нас от поклонников»

100 лет назад было национализировано главное нотное издательство Российской Империи — издательство «П. Юргенсон». О том, что значила и до сих пор значит эта фамилия для русской музыки,— в интервью праправнучки Петра Юргенсона, Анастасии

Беседовал Кирилл Журенков

Об атмосфере дореволюционного времени в «Гостиной Юргенсон» напоминает каждая деталь. Фото Кристина Кормилицына

Историкам, да и просто любителям музыки, не надо объяснять, кто такой Петр Иванович Юргенсон. Владелец легендарного нотного издательства, издававший всех русских музыкальных классиков, ближайший друг и продюсер Чайковского, почетный гражданин Москвы… Юргенсон основал дело, которое пережило даже советские времена: на основе его издательства, национализированного большевиками, возникло другое — «Музыка» (ведущий производитель нотной и книжной музыкальной продукции в Советском Союзе). А уже в наше время возобновлено и издательство под брендом «П. Юргенсон».

Интересно, что сегодня действует и гостиная в доме, где жил Петр Юргенсон: там, как и более века назад, проходят музыкальные вечера. Сам дом тоже примечателен: еще до Юргенсона с Чайковским здесь бывал Пушкин и целая череда великих людей.

О невероятных переплетениях разных времен в истории одной уникальной семьи «Огоньку» рассказала Анастасия Юргенсон — глава «Фонда П. Юргенсона» и праправнучка знаменитого издателя

Более полувека спустя Юргенсоны вновь вернулись в свой знаменитый дом в Хохловском переулке: на фото — Анастасия Юргенсон, праправнучка Петра Ивановича, в «Гостиной Юргенсон». Фото Кристина Кормилицына

— Как получилось, что ваш прапрадед, мальчик из бедной ревельской семьи, стал главным нотопечатником Российской империи? Секретом успеха не поделитесь?

— Это сочетание многих факторов. Тогда профессиональное музыкальное образование в России только начиналось, еще не было ни консерваторий, ни училищ. Первопроходцем стало Русское музыкальное общество (РМО) (с 1869 года — Императорское русское музыкальное общество.— «О»): его целью было распространение и популяризация русской музыки. Основатель РМО, пианист и композитор Антон Рубинштейн, открыл в Петербурге Консерваторию, а его брат, Николай, стоял у истоков второй Консерватории в Москве. Это был эпицентр музыкальной жизни страны, и Петр Юргенсон оказался именно там.

— А его личные качества пригодились? История Юргенсона напоминает классическую историю успеха: с самых низов — к вершинам богатства…

— Он действительно происходил из бедной семьи, отец — шкипер рыбацкого судна, мать — «пуританка по религиозным убеждениям». Юргенсон с детства любил читать, но делать это приходилось тайком и за свои деньги: тогда книги «брали напрокат».

Самообразование пригодилось: в 14 лет Юргенсон отправился в Петербург на заработки. Правда, в столице уже был его старший брат, он помог обустроиться, найти работу. Юргенсон работал у разных издателей — в качестве наборщика, корректора, гравера, стал правой рукой самого маститого из них, Федора Стелловского. Для Российской империи это, кстати, было вполне нормально. То есть роль сыграла и его невероятная воля, и любимое дело, и, конечно, возможности, созданные государством. Не знаю, возможно ли это в наше время…

— Как ему пришла идея основать собственное издательство? Надоело «работать на дядю»?

— Юргенсону действительно нравилось у Стелловского далеко не все. Была одна показательная история, связанная с Михаилом Глинкой. Как-то раз к Стелловскому пришла сестра Глинки, Людмила Шестакова, она предложила издать музыку брата. Так вот Стелловский провернул все так, что и произведения получил, и в плюсе остался — Людмила Ивановна оказалась должна ему около 1000 рублей. Для Юргенсона это было потрясением. Мне кажется, именно тогда он и решил, что его будущее издательство никогда не будет просто заработком, но станет чем-то вроде служения музыки.

Интересно, что десять лет спустя, уже став известным издателем, Петр Иванович выкупил у Стелловского все права на Глинку и выплатил 1500 рублей Людмиле Ивановне.

Что же касается своего издательства, то идея открыть его пришла уже в Москве. Туда Юргенсон переехал возглавить нотный отдел в магазине Константина Шильдбаха, имевшего обширную торговлю в Москве.

— Не похоже на повышение: возглавить нотный отдел…

— Вы не учитываете важный нюанс: тогда магазины и издательства становились своего рода клубами для общения. Туда приходили писатели, музыканты, композиторы, поклонники музыки, среди которых были, например, великие князья. Так, для великого князя Константина Константиновича, КаЭра, готовили особые именные экземпляры партитур…

И вот сначала в Петербурге, а затем в Москве Юргенсон вошел в круг этого музыкального общества. С кем только он не познакомился. Это был, к примеру, основатель московской Консерватории, пианист и дирижер Николай Рубинштейн (настолько популярный в Москве, что городовые отдавали честь, когда он проезжал в карете). Или князь Владимир Одоевский (один из первых российских музыковедов.— «О»)… Шильдбах вскоре разорился, и Юргенсон решил попробовать свои силы в издательском бизнесе, а Рубинштейн его поддержал: ему нужны были энергичные люди, которые жаждали нести музыкальное просвещение в массы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Собор парижской реставрации Собор парижской реставрации

Споры о судьбе Нотр-Дама продолжаются

Огонёк
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
«Гоголя почитайте, камон,— все то же самое» «Гоголя почитайте, камон,— все то же самое»

Куда смотрит Ленин спустя 100 лет после своей смерти

Weekend
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Давление ниже плинтуса Давление ниже плинтуса

Простые и эффективные способы привести его в норму без таблеток

Лиза
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии

«Ничего не говори»: трагедия Джин МакКонвилл и теракт в Северной Ирландии

Forbes
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
Жизнь как путешествие со своим домом Жизнь как путешествие со своим домом

Как предприниматель перепридумал, что такое коттедж

Монокль
В чем горе В чем горе

«Вечная зима»: драма о бессмысленности силы

Weekend
Как у тебя хорошо! Как у тебя хорошо!

Как правильно просить дом о помощи?

VOICE
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Мир велик, как баобаб Мир велик, как баобаб

На скольких языках говорят африканцы?

Знание – сила
«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей

Глава из книги Джонатана Сакса — о культуре отмены и самосуде

Psychologies
Город солнца Город солнца

Самые яркие локации столицы солнечной Мордовии — Саранска

Лиза
Этот голубь по кличке Шер Ами спас 200 человек во время Первой мировой и стал героем США! Этот голубь по кличке Шер Ами спас 200 человек во время Первой мировой и стал героем США!

История геройских подвигов птицы ​​​​​​​Шер Ами во время Первой мировой

ТехИнсайдер
Вспомним Энтони Бурдена Вспомним Энтони Бурдена

Гастроэксперт Иван Глушков — о том, что и где есть и пить в Японии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Вышли на замену Вышли на замену

Какие китайские автомобили заменили нам привычные европейские и корейских бренды

Men Today
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Открыть в приложении