Режиссер Сергей Дворцевой — о своем фильме «Айка» и его международном успехе

ОгонёкРепортаж

«Быстро снимать кино — это придумали продюсеры»

В Российский прокат выходит драма Сергея Дворцевого «Айка». О социальной актуальности, поиске справедливости и российском «левом» кино «Огонек» поговорил с режиссером

Беседовал Андрей Архангельский

Москва глазами мигранта — такого ракурса мы еще не видели (кадр из фильма «Айка», в главной роли — Самал Еслямова). Фото Денис Синяков / Предоставлено «Вольга»

Айка — девушка из Киргизии; она нелегально работает в Москве. После рождения сына она оставляет его в больнице, однако через некоторое время возвращается к нему. Фильм Сергея Дворцевого «Айка» — это еще и неожиданный взгляд на Москву — глазами мигранта; такой столицы мы точно еще не видели. Фильм снимался 6 лет с перерывами, в 2018 году «Айка» была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а актриса Самал Еслямова, исполнившая главную роль, получила приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. Фильм также получил Гран-при 28-го международного кинофестиваля в Котбусе (Германия) и Гран-при токийского кинофестиваля Filmex.

— Когда смотришь ваш фильм, первые аналогии возникают с двумя громкими фильмами: «Сын Саула» Ласло Немеша и «Дюнкерк» Кристофера Нолана: они, как и ваш фильм, сняты с позиции ускользающей, стирающейся личности, камера почти сливается с героем. В «Сыне Саула» речь идет об узнике концлагеря, в «Дюнкерке» мы видим войну глазами солдата-окруженца… В вашем фильме мы видим мир глазами мигранта. Вы сознательно хотели вызвать это ощущение экзистенциального беспокойства, чтобы у зрителя не было ни минуты душевного покоя, чтобы ему буквально не за что было зацепиться?..

— Да, конечно, я добивался этого ощущения беспокойства. Что касается Немеша и Нолана, здесь, наверное, просто совпадение. Впрочем, достаточно много режиссеров, которые работают подобным методом. Но когда я снимаю, я стараюсь абстрагироваться вообще от всего. Я стараюсь поменьше думать о себе, о своем стиле, самовыражении; я хочу прежде всего выразить героя, влезть в его шкуру и понять его мотивы. Когда я делаю картину, я всегда отталкиваюсь от позиции героя или героини. А ситуация моей героини именно такая — она не может ни на минуту остановиться, крутится как белка в колесе, постоянно куда-то мчится, не успевает. Больше половины фильма я сам держал камеру — так получилось; мы долго снимали, и у меня уже не было людей, которые могли бы исполнить то, что я хочу, со стопроцентной гарантией. Причем, если присмотреться, у меня камера не просто следует за героиней, она все время чуть-чуть припаздывает — как будто не знает, что с ней будет происходить дальше. И это должно усиливать эффект подлинности, жизненности происходящего. Мы ничего поначалу не можем понять про Айку: откуда она, что с ней происходит, что творится в ее душе. Мы начинаем кое-что понимать, только когда видим ее глаза, пока она говорит по телефону с сестрой. Я очень близко старался снять ее глаза, потому что они у актрисы очень выразительные, живые… Я сознательно приближал камеру к ней вплотную, чтобы мы видели каждый лучик. Чтобы по глазам понимали, что с ней происходит.

— То есть все это экспромтом прямо на съемочной площадке решается — как снимать, на каком расстоянии?

— Поскольку картина психологическая, многое приходится решить и придумать до того, как приступишь к съемкам. Я перед началом съемок всегда работаю с маленькой камерой, очень простой и самой дешевой, делаю своего рода наброски. В этот момент я стараюсь текст сценария перевести в изображение. И когда я готовился к фильму, понял, что хочу вызвать у зрителя ощущение почти клаустрофобическое. Это опять же вызвано самой ситуацией героини: большую часть времени она проводит в сжатом, тесном мире. Парадокс — вроде бы она живет в Москве, в мегаполисе; но в этом огромном пространстве места всем не хватает. И это порождает ощущение тесноты для каждого в отдельности. Вроде бы квартира, угол в которой она снимает, большая, но там живет много людей, и ее отделяет от других только занавеска. И в метро — та же сжатость, скученность. Поэтому такая камера, такой ритм фильма. Это не от лукавого, не от позерства — «а давай-ка я вот так сделаю, по-модному». Нет, сама эта ситуация продиктована обстоятельствами героя, его историей, мотивацией.

— Герои вашего первого фильма «Тюльпан» (2008) и нынешнего объединены общим стремлением, они повторяют фразу: «Я буду жить другой жизнью». Ваша героиня-мигрантка нетипична: она хорошо говорит по-русски, у нее есть бизнес-планы. Она не просто хочет заработать — она хочет сбежать от архаики, зажить современной жизнью. Но в итоге застревает между архаикой и модерном: и вернуться уже не может, но и прижиться на новом месте не в силах; слишком тяжело.

— Да, и это очень типично для женщин из Киргизии, например, с которыми я общался. Их как раз большинство таких. Из Узбекистана больше мужчин приезжает в Москву, и они едут именно заработать; а из Киргизии — в основном женщины. Они работают на 2–3 работах и часто бегут из дома именно для того, чтобы изменить привычный уклад жизни. Москва для них — это возможность что-то кардинально поменять в своей жизни. И они почти всегда оказываются в тупике: дома — по одной причине, а здесь — по другой. Конечно, в моей героине зашито больше глубины, чем просто «поехала заработать и без денег осталась». Она пытается реализоваться, но новый мир ее тоже не принимает, выталкивает. Я лепил мою героиню с реальной женщины, с которой познакомился, когда только начинал делать картину, когда писал сценарий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игра не для всех Игра не для всех

Итоги сезона пустых стадионов

Огонёк
Что мы узнали о космосе за прошедший год Что мы узнали о космосе за прошедший год

Ушедший год был богат на события в области изучения космоса

Популярная механика
Гриша и школа Гриша и школа

Как помочь детям с опытом сиротства адаптироваться к школе? История Гриши

Новый очаг
Либерализм нуждается в демократии Либерализм нуждается в демократии

В России рождается демократия, способная развивать суверенное государство

Эксперт
Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно» Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно»

Думала: что ему до моих проблем? А он отнесся ко мне по-человечески

Караван историй
Сбитые на взлете: советские самолеты, не пошедшие в серию Сбитые на взлете: советские самолеты, не пошедшие в серию

К началу 1990-х годов в СССР были разработаны несколько гражданских самолетов

Популярная механика
Фейки и «Госдура»: что не так с законопроектом Клишаса Фейки и «Госдура»: что не так с законопроектом Клишаса

Фейки и «Госдура»: что не так с законопроектом Клишаса

СНОБ
Ошибки природы Ошибки природы

Сегодня эволюционизм — главная биологическая теория

Вокруг света
Раздражитель общества. Куда исчез один из главных русских вопросов Раздражитель общества. Куда исчез один из главных русских вопросов

Эти вопросы были и остаются своеобразными «раздражителями» российского общества

Forbes
Золотые правила прочных отношений Золотые правила прочных отношений

Чтобы любовь была долговечной, надо соблюдать определенные принципы

Psychologies
Эффект домино. Нужно ли прощать долги регионам Эффект домино. Нужно ли прощать долги регионам

Жителям Чечни спишут долги за газ на сумму 9 млрд рублей

Forbes
РБК создает рейтинговое агентство с выходцем из АКРА во главе РБК создает рейтинговое агентство с выходцем из АКРА во главе

РБК создает рейтинговое агентство с выходцем из АКРА во главе

Forbes
В Петербурге на сайте бюджетных инициатив утвердили идею покрасить чаек в цвета российского флага В Петербурге на сайте бюджетных инициатив утвердили идею покрасить чаек в цвета российского флага

В Петербурге утвердили идею покрасить чаек в цвета российского флага

Maxim
Сопротивление бесполезно. Почему нельзя запрещать онлайн-доставку лекарств Сопротивление бесполезно. Почему нельзя запрещать онлайн-доставку лекарств

Сопротивление бесполезно. Почему нельзя запрещать онлайн-доставку лекарств

Forbes
Лабораторная работа Лабораторная работа

Алексей Ремез строит бизнес на цифровой диагностике онкологических заболеваний

Forbes
Игра для настоящих мужчин Игра для настоящих мужчин

Нужно играть в «Калибр», чтобы выяснить, кто лучше

Популярная механика
Скромный миллиардер. Как Ингвар Кампрад создал IKEA и отказался от нее Скромный миллиардер. Как Ингвар Кампрад создал IKEA и отказался от нее

Первый центр IKEA появился в старом здании мастерской в городе Эльмхульт

Forbes
10 причин сказать арабам спасибо 10 причин сказать арабам спасибо

10 причин сказать арабам спасибо

Maxim
Где не стоит бить татуировку? На лице Где не стоит бить татуировку? На лице

С татуировкой на лице вы будете бунтарем, но негативных последствий больше

GQ
Mitsubishi Pajero Sport Mitsubishi Pajero Sport

Mitsubishi Pajero Sport. Несколько новых способностей к традиционным ценностям

Quattroruote
Шестой элемент Шестой элемент

Для кого миллиардер Виктор Вексельберг строит инновационный центр

Forbes
Алкогений: Александр Алехин Алкогений: Александр Алехин

О лошадиных дозах спиртного, которыми баловал себя чемпион

Maxim
Чёрный возвращается Чёрный возвращается

Эксклюзивный интерьер в современном стиле с элементами ар–деко

SALON-Interior
Мой маленький Мой маленький

«Он такой чужой, колючий», — вздыхают родители

Добрые советы
Сбербанк и ВТБ могут забрать Utair для создания регионального авиаперевозчика Сбербанк и ВТБ могут забрать Utair для создания регионального авиаперевозчика

Сейчас авиакомпания Utair должна Сбербанку около 30 млрд рублей

Forbes
Жестокий будильник. Как научиться рано вставать, чтобы больше успевать Жестокий будильник. Как научиться рано вставать, чтобы больше успевать

Отрывок из книги «Магия утра для влюбленных»

Forbes
Виктория Лопырева: травля и сложности еще больше сблизили меня с Игорем Виктория Лопырева: травля и сложности еще больше сблизили меня с Игорем

Виктория Лопырева дала первое эксклюзивное интервью Cosmo после скандала

Cosmopolitan
На твоей совести. Кто должен вовлекать персонал в работу На твоей совести. Кто должен вовлекать персонал в работу

Работодатели могут отказаться тратить деньги на программы «вовлеченности»

Forbes
Ваш Wi-Fi взломали? Как вычислить непрошеных гостей Ваш Wi-Fi взломали? Как вычислить непрошеных гостей

Как узнать кто еще пользуется вашим Wi-Fi

CHIP
Золотая рыбка: как снизить цены на продукты питания Золотая рыбка: как снизить цены на продукты питания

Цены на продукты взвинчены, но их можно снизить

Forbes
Открыть в приложении