Режиссер Сергей Дворцевой — о своем фильме «Айка» и его международном успехе

ОгонёкРепортаж

«Быстро снимать кино — это придумали продюсеры»

В Российский прокат выходит драма Сергея Дворцевого «Айка». О социальной актуальности, поиске справедливости и российском «левом» кино «Огонек» поговорил с режиссером

Беседовал Андрей Архангельский

Москва глазами мигранта — такого ракурса мы еще не видели (кадр из фильма «Айка», в главной роли — Самал Еслямова). Фото Денис Синяков / Предоставлено «Вольга»

Айка — девушка из Киргизии; она нелегально работает в Москве. После рождения сына она оставляет его в больнице, однако через некоторое время возвращается к нему. Фильм Сергея Дворцевого «Айка» — это еще и неожиданный взгляд на Москву — глазами мигранта; такой столицы мы точно еще не видели. Фильм снимался 6 лет с перерывами, в 2018 году «Айка» была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а актриса Самал Еслямова, исполнившая главную роль, получила приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. Фильм также получил Гран-при 28-го международного кинофестиваля в Котбусе (Германия) и Гран-при токийского кинофестиваля Filmex.

— Когда смотришь ваш фильм, первые аналогии возникают с двумя громкими фильмами: «Сын Саула» Ласло Немеша и «Дюнкерк» Кристофера Нолана: они, как и ваш фильм, сняты с позиции ускользающей, стирающейся личности, камера почти сливается с героем. В «Сыне Саула» речь идет об узнике концлагеря, в «Дюнкерке» мы видим войну глазами солдата-окруженца… В вашем фильме мы видим мир глазами мигранта. Вы сознательно хотели вызвать это ощущение экзистенциального беспокойства, чтобы у зрителя не было ни минуты душевного покоя, чтобы ему буквально не за что было зацепиться?..

— Да, конечно, я добивался этого ощущения беспокойства. Что касается Немеша и Нолана, здесь, наверное, просто совпадение. Впрочем, достаточно много режиссеров, которые работают подобным методом. Но когда я снимаю, я стараюсь абстрагироваться вообще от всего. Я стараюсь поменьше думать о себе, о своем стиле, самовыражении; я хочу прежде всего выразить героя, влезть в его шкуру и понять его мотивы. Когда я делаю картину, я всегда отталкиваюсь от позиции героя или героини. А ситуация моей героини именно такая — она не может ни на минуту остановиться, крутится как белка в колесе, постоянно куда-то мчится, не успевает. Больше половины фильма я сам держал камеру — так получилось; мы долго снимали, и у меня уже не было людей, которые могли бы исполнить то, что я хочу, со стопроцентной гарантией. Причем, если присмотреться, у меня камера не просто следует за героиней, она все время чуть-чуть припаздывает — как будто не знает, что с ней будет происходить дальше. И это должно усиливать эффект подлинности, жизненности происходящего. Мы ничего поначалу не можем понять про Айку: откуда она, что с ней происходит, что творится в ее душе. Мы начинаем кое-что понимать, только когда видим ее глаза, пока она говорит по телефону с сестрой. Я очень близко старался снять ее глаза, потому что они у актрисы очень выразительные, живые… Я сознательно приближал камеру к ней вплотную, чтобы мы видели каждый лучик. Чтобы по глазам понимали, что с ней происходит.

— То есть все это экспромтом прямо на съемочной площадке решается — как снимать, на каком расстоянии?

— Поскольку картина психологическая, многое приходится решить и придумать до того, как приступишь к съемкам. Я перед началом съемок всегда работаю с маленькой камерой, очень простой и самой дешевой, делаю своего рода наброски. В этот момент я стараюсь текст сценария перевести в изображение. И когда я готовился к фильму, понял, что хочу вызвать у зрителя ощущение почти клаустрофобическое. Это опять же вызвано самой ситуацией героини: большую часть времени она проводит в сжатом, тесном мире. Парадокс — вроде бы она живет в Москве, в мегаполисе; но в этом огромном пространстве места всем не хватает. И это порождает ощущение тесноты для каждого в отдельности. Вроде бы квартира, угол в которой она снимает, большая, но там живет много людей, и ее отделяет от других только занавеска. И в метро — та же сжатость, скученность. Поэтому такая камера, такой ритм фильма. Это не от лукавого, не от позерства — «а давай-ка я вот так сделаю, по-модному». Нет, сама эта ситуация продиктована обстоятельствами героя, его историей, мотивацией.

— Герои вашего первого фильма «Тюльпан» (2008) и нынешнего объединены общим стремлением, они повторяют фразу: «Я буду жить другой жизнью». Ваша героиня-мигрантка нетипична: она хорошо говорит по-русски, у нее есть бизнес-планы. Она не просто хочет заработать — она хочет сбежать от архаики, зажить современной жизнью. Но в итоге застревает между архаикой и модерном: и вернуться уже не может, но и прижиться на новом месте не в силах; слишком тяжело.

— Да, и это очень типично для женщин из Киргизии, например, с которыми я общался. Их как раз большинство таких. Из Узбекистана больше мужчин приезжает в Москву, и они едут именно заработать; а из Киргизии — в основном женщины. Они работают на 2–3 работах и часто бегут из дома именно для того, чтобы изменить привычный уклад жизни. Москва для них — это возможность что-то кардинально поменять в своей жизни. И они почти всегда оказываются в тупике: дома — по одной причине, а здесь — по другой. Конечно, в моей героине зашито больше глубины, чем просто «поехала заработать и без денег осталась». Она пытается реализоваться, но новый мир ее тоже не принимает, выталкивает. Я лепил мою героиню с реальной женщины, с которой познакомился, когда только начинал делать картину, когда писал сценарий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шпандау без грифа секретности Шпандау без грифа секретности

Рассекреченные архивы добавляют новые краски к Нюрнбергскому процессу

Огонёк
Золотая рыбка: как снизить цены на продукты питания Золотая рыбка: как снизить цены на продукты питания

Цены на продукты взвинчены, но их можно снизить

Forbes
Дорогая читательница! Дорогая читательница!

Встречать Новый год на даче – еще не так давно было для меня прекрасной сказкой

Лиза
Porsche Cayenne Porsche Cayenne

Porsche Cayenne. Третье поколение кроссовера утирает нос конкурентам

Quattroruote
Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
В Австралии арестовали миллионера из России, которого обвиняют в крупнейшей SMS-афере В Австралии арестовали миллионера из России, которого обвиняют в крупнейшей SMS-афере

Что будет, если незаконно создать программу автоматической рассылки платных SMS

Maxim
Менсплейнинг: венесуэльский политический кризис Менсплейнинг: венесуэльский политический кризис

Разбираемся в запутанной политической ситуации в Венесуэле

Maxim
«Сверхспособности нужны нам, чтобы научиться любить» «Сверхспособности нужны нам, чтобы научиться любить»

Что такое сверхспособности на самом деле?

Psychologies
Отходы в доходы. Почему в России выбрасывают рыбу Отходы в доходы. Почему в России выбрасывают рыбу

В России выбрасывают или уничтожают 30% добытой рыбы и морепродуктов

Forbes
Искусственный интеллект оказался неразрешимой задачей Искусственный интеллект оказался неразрешимой задачей

Математики доказали, что алгоритмы машинного обучения упираются в проблему

Forbes
Чертова дюжина: кого в России лишали парламентской неприкосновенности из-за уголовных дел Чертова дюжина: кого в России лишали парламентской неприкосновенности из-за уголовных дел

Депутаты и сенаторы, которых лишали парламентской неприкосновенности

Forbes
Почему гонщики «Формула-1» такие богатые? Почему гонщики «Формула-1» такие богатые?

Разбираемся в финансовых хитросплетениях самого дорогого вида спорта в мире

GQ
Пой, танцуй, люби! Пой, танцуй, люби!

Кипящий котел красок — карнавал в Тенерифе

Вокруг света
Как с помощью рисунка разобраться в сути проблемы? Как с помощью рисунка разобраться в сути проблемы?

Можно ли узнать, почему недоволен муж, попросив его нарисовать что-то

Psychologies
В томском небе обнаружили световую карту города В томском небе обнаружили световую карту города

Освещённые улицы зеркально отражаются в ночном небе, образуя световую карту

Популярная механика
Мираж в пустыне Мираж в пустыне

4 причины провести отпуск в Шардже

Лиза
Дочь Иланы Юрьевой «Родители разрешают мне ходить на маникюр» Дочь Иланы Юрьевой «Родители разрешают мне ходить на маникюр»

Как знаменитости удалось вырастить модницу, говорящую на двух языках

StarHit
6 причин посмотреть Матч звезд НХЛ 6 причин посмотреть Матч звезд НХЛ

Почему ради Матча звезд НХЛ стоит встать пораньше даже в выходные

GQ
Спикер Новгородской думы заявила, что «женщинам после 30 лет деньги не нужны» Спикер Новгородской думы заявила, что «женщинам после 30 лет деньги не нужны»

Не успевшим родить «в срок» выплату на первенца давать не планируют

Maxim
7 признаков, что твоя девушка устала от тебя (советуем проверить) 7 признаков, что твоя девушка устала от тебя (советуем проверить)

7 признаков, что твоя девушка устала от тебя (советуем проверить)

Playboy
Потому что мы — банда Потому что мы — банда

Паулина Андреева, Александра Бортич и Юлия Александрова дают мужчинам жару

Vogue
Сбербанк и ВТБ могут забрать Utair для создания регионального авиаперевозчика Сбербанк и ВТБ могут забрать Utair для создания регионального авиаперевозчика

Сейчас авиакомпания Utair должна Сбербанку около 30 млрд рублей

Forbes
Как вовремя отпустить сына и дать ему повзрослеть Как вовремя отпустить сына и дать ему повзрослеть

Когда пора отпускать детей? И что бывает, если этого не сделать?

Psychologies
Ford Mondeo: болезни роста Ford Mondeo: болезни роста

Запас прочности Ford Mondeo

АвтоМир
Картина с обнаженной женщиной, написанная питерской художницей, возбудила интерес следователей Картина с обнаженной женщиной, написанная питерской художницей, возбудила интерес следователей

Предметом разбирательств стала работа «Движение красоты»

Maxim
«Донором можно становиться пять раз, так что я продолжаю»: история Таи «Донором можно становиться пять раз, так что я продолжаю»: история Таи

Тае 20 лет, она студентка медицинского и волонтер Фонда борьбы с лейкемией

Cosmopolitan
Избушка на курьих ножках — это гроб, и еще 4 неожиданности русских народных сказок Избушка на курьих ножках — это гроб, и еще 4 неожиданности русских народных сказок

Жутковатые исторические толкования русских народных сказок

Maxim
Вызов «большой четверки»: готовы ли российские операторы инвестировать в 5G Вызов «большой четверки»: готовы ли российские операторы инвестировать в 5G

Строительство инфраструктуры для 5G в обойдется 400 млрд рублей

Forbes
Улыбка смерти: фото, сделанные за мгновение до несчастья Улыбка смерти: фото, сделанные за мгновение до несчастья

Фото, сделанные за мгновение до несчастья

Cosmopolitan
Протеиновый скачок Протеиновый скачок

Девелопер и финансист решили накормить человечество белком из бактерий

Forbes
Открыть в приложении