Культура | Выставка
«Рафаэль вызывает мистическое восхищение»
Итальянский культурный десант — примета этого сентября. Гастроли «Ла Скала» в Большом стартуют 10 сентября. 12-го в ГМИИ им. Пушкина открывается выставка «Рафаэль. Поэзия образа». «Огонек» встретился с директором галереи Уффици Айке Шмидтом, который объяснил, как полотно Рафаэля может изменить жизнь человека
–Как родилась идея этой выставки?
— Когда мы встретились с Мариной Лошак (директор ГМИИ.— «О») и стали обсуждать возможное сотрудничество, с самого начала речь шла не просто о межмузейном обмене — вы предоставите нам эти картины, а мы взамен вам те,— а о полноценном научном сотрудничестве, имеющем истинное культурное значение. И мы сразу подумали о том, что в русской литературе, и в частности поэзии, глубоко запечатлен образ Рафаэля. Мы решили сделать выставку, которая покажет, как, начиная с XVIII века, когда между Россией и Италией установились тесные связи, воспринималось творчество Рафаэля в обеих странах, выставку, которая даст перспективу для новых исследований и новых интерпретаций. Мы надеемся, что этот проект имеет не только обращенное в прошлое научное значение, но задает и новый культурный импульс для будущего. И, как только мы определились со всем этим, проект очень быстро стал обретать реальные формы.
— Какие произведения Рафаэля увидят москвичи?
— Сейчас мы оговариваем последние детали (интервью проходило в начале августа.— «О»), но уже известно, что в Москву впервые прибудут шедевры портретной живописи — изображения супругов Дони (имеются в виду «Портрет Аньоло Дони» и «Портрет Маддалены Строцци» из Палатинской галереи палаццо Питти.— «О»). В нашем списке «Немая» из Национальной галереи Марке в Урбино, родного города художника. «Экстаз святой Цецилии» из Национальной картинной галереи Болоньи по силе выраженного религиозного чувства стоит в одном ряду с «Сикстинской Мадонной». В общем, портрет в его разнообразнейших интерпретациях, всего 11 экспонатов, среди которых будет несколько рисунков. И должен вам сказать, что на арт-рынке рисунки Рафаэля ценятся дороже живописных картин многих прекрасных художников того периода. Несколько лет назад Christie’s продал рисунок Рафаэля за рекордную цену (имеется в виду проданный в 2012 году за 48 млн долларов рисунок «Голова молодого апостола».— «О»). Это свидетельство того, как ценятся современным обществом эти шедевры.
— У россиян не много возможностей увидеть подлинники Рафаэля у себя дома. За исключением показанной в 2011 году в Пушкинском музее «Дамы с единорогом» я даже не вспомню больших выставок художника.
— В последний раз большая выставка Рафаэля была в Москве в 1984 году. В наши дни, в том числе и из-за очевидной уязвимости произведений искусства, подобная монографическая экспозиция уже невозможна. Хотя и тогда она была далеко не полной. В то же время выставки четкой тематической направленности представляются мне гораздо интереснее, так как монографическая выставка — это, по сути, не что иное, как хронологическая книга жизни. Сейчас такие выставки возможны с использованием репродукций, в том числе и цифровых. Полагаю, кто-то об этом уже задумался, учитывая, что в 2020 году будет отмечаться 500-летие кончины Рафаэля. Но, с моей точки зрения, оригинальные произведения не сравнятся ни с какими, даже самыми высококачественными репродукциями.
— Нет сомнения, что выставка привлечет огромное внимание и очереди на нее будут не меньше, чем в Уффици. Вы можете объяснить, почему картины Рафаэля так завораживают? Почему на них хочется смотреть и смотреть?
— Потому что и теперь он восхищает и вдохновляет людей. Картины Рафаэля вызывают мистическое восхищение. Знаете, момент счастья для меня как директора музея — увидеть, как люди проходят через залы и вдруг останавливаются перед картиной и смотрят, и смотрят, и смотрят, находя в ней что-то важное для себя. И это значит, что произведение поразило их, захватило воображение и фантазию, дошло до сердца. Такой зритель выходит из музея уже другим человеком, увиденное изменит его жизнь. Картины Рафаэля обладают именно таким свойством. Они имеют некую магическую силу и являются, несомненно, большим, чем холст с нанесенными на него красками. Для подобного прозрения порой достаточно одного лишь полотна Рафаэля, а в Москве их будет целый десяток. Показательно, что Рафаэль всегда оставался в зените востребованности и славы, тогда как интерес к двум другим корифеям, выразившим красоту эпохи Возрождения — я имею в виду Микеланджело и даже Леонардо,— после их смерти ушел почти на два столетия. А Рафаэль, находящийся все это время на пике популярности, несомненно, повлиял и на эпоху барокко, и вообще на все дальнейшее развитие живописи.
— Вы подписали с ГМИИ им. Пушкина меморандум о сотрудничестве. За ним уже просматриваются какие-то проекты?
— Мы не стали уточнять детали нашего сотрудничества, подтвердив лишь, что хотим делать совместные проекты. Это могут быть российские выставки во Флоренции, выставки флорентийских музеев в России, экспозиции из российских и итальянских музеев, собранные вместе. Мы намеренно оставили открытыми возможности, следуя опыту лучших университетов мира или той же Силиконовой долины, который свидетельствует: чем больше свободы предполагает первый этап сотрудничества, тем больше вероятности найти выигрышную идею.