Нулевой пациент: история о том, как появилась корь
Впервые корь был описана персидским философом и врачом Ар-Рази, также известным под именем Разес, — он считал ее опаснее оспы, пишут Лидия Канг и Нэйт Педерсен в своей книге «Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире». С разрешения издательства «Лайвбук» Forbes Life публикует отрывок, посвященный кори
Представьте, что вы на райском острове. Озираете окрестности из гамака, натянутого меж двух пальмовых деревьев. На небе ни облачка, вас согревают лучи солнца. Песчаный пляж омывают волны приветливо спокойного океана. Вы решаете искупаться, но, едва зайдя в воду, поднимаете взгляд и замечаете на горизонте диковинное судно, подобных которому вы никогда раньше не видели, и оно направляется к вашему драгоценному маленькому острову. Как бы вы отреагировали?
С точки зрения эпидемиологии, уместнее всего было бы испугаться.
Острова, территориально отрезанные от остального мира, особенно беззащитны перед вспышками новых заболеваний. Это остро ощущалось до наступления эпохи международных путешествий, когда население островов по большей части оставалось однородным. Но изолированность генофонда, благодаря которой появились уникальные экосистемы, известные своим биологическим разнообразием и природной красотой, также сделала их очень хрупкими. Почти половина животных, вымерших за последние четыреста лет по всему миру, относится к островным видам. Появление новых живых существ — или незнакомых болезней — может посеять хаос в экосистеме, которая прежде с ними не сталкивалась.
На первый взгляд, Фарерские острова и Фиджи ни капли не похожи. Первые находятся далеко в Северном полушарии и представляют собой группу скалистых, безлесных вулканических островов, расположенных в северной части Атлантического океана, между Шетландским архипелагом и Исландией. Семнадцать островов заселены. Фареры, известные своей суровой красотой, гористыми пейзажами и крутыми прибрежными утесами, привлекают любителей активного отдыха и орнитологии со всего света.
Что касается Фиджи — это тропический архипелаг, который объединяет более трехсот островов, из которых заселена примерно треть, и находится он в южной части Тихого океана, к северо-востоку от Австралии. Славясь на весь мир своими пляжами, вдоль которых растут пальмы, коралловыми рифами и лагунами с кристально чистой водой, острова Фиджи притягивают туристов, желающих понырять с аквалангом, заняться серфингом или отдохнуть на райском тропическом пляже.
Несмотря на территориальные, климатические и культурные различия, население этих архипелагов объединяет нечто общее: они оба были фактически опустошены эпидемиями завезенной в XIX веке кори.
Сперва это случилось на Фарерах. Двадцать восьмого марта 1846 года домой на острова вернулся один столяр-плотник, навещавший друзей в Копенгагене. К сожалению, его друг датчанин заболел корью, но плотник все равно заехал его проведать. Корь очень заразна, так что, пожалуй, не удивительно, что во время визита столяр подхватил инфекцию. Но поскольку появлению первых симптомов кори предшествует инкубационный период, он успел добраться до дома, прежде чем понял, чем именно заболел. К этому времени было уже слишком поздно: он заново завез корь на Фарерские острова.
Хотя прежде на архипелаге уже случалась эпидемия, с тех пор прошло шестьдесят пять лет. Почти все, кому удалось пережить предыдущую вспышку, уже ушли на тот свет. Когда в 1846 году разгорелась новая эпидемия, вирусу было предоставлено население, по большей части к нему не иммунное — и он стал активно распространяться.
Из 7 782 жителей острова к концу 1846 года корью заболело целых шесть тысяч.
…
Корь, также известная как рубеола, — это крайне заразное заболевание, вызываемое вирусом Measles morbillivirus. Она легко передается между людьми, когда больной чихает или кашляет в присутствии здорового человека. Корь настолько заразна, что домочадцы заболевшего в 90% случаев тоже подхватывают инфекцию, если не прививались и не приобрели иммунитет, переболев ранее. Характерные симптомы кори — высокая температура и красноватая сыпь, покрывающая большую часть тела. И хотя в США заражение этим заболеванием редко оборачивается летальным исходом, последствия вспышки среди населения, для которого эта инфекция чужда, могут оказаться сокрушительными.
Каверзность кори в том, что, несмотря на чрезвычайную заразность, первые ее симптомы у больного проявляются только спустя некоторое время после заражения. Признаки инфекции дают о себе знать лишь через десять—двенадцать дней после контакта с носителем. Другими словами, этот вирус как нельзя лучше подходит на роль источника эпидемий.
Начальные симптомы кори — повышение температуры, кашель, насморк, покраснение и слезливость глаз. Через пару дней после появления первых признаков болезни во рту образуются небольшие белые точки — так называемые пятна Коплика. Еще через пару дней на коже выступает характерная сыпь — плоские красные пятна, которые сначала возникают на лице, по краю волосяного покрова, а затем спускаются вниз и покрывают все тело, местами сливаясь друг с другом. С появлением высыпаний температура, как правило, снова повышается. Больные корью обычно выздоравливают самостоятельно, и все же примерно каждому пятому требуется госпитализация. У некоторых пациентов наблюдаются тяжелые осложнения, такие как пневмония или энцефалит. В наше время смертность от кори в США составляет около 0,2%, но в развивающихся странах она может достигать 10%.
Впервые корь был описана персидским философом и врачом Ар-Рази, также известным под именем Разес, который в 910 году написал труд «Об оспе и кори». Он впервые выявил разницу между этими болезнями, для которых одинаково характерны кожные высыпания. Ар-Рази, считавший корь более тяжелым заболеванием, писал, что она «еще страшней оспы, если не считать глаз». (Сейчас все наоборот, но вполне возможно, что исчезнувшие штаммы кори, которые были распространены в Персии тысячу лет назад, представляли большую опасность, чем те, что существуют в наше время.) Трактат Ар-Рази был переведен на латынь и стал известен и в западных странах.
Происхождение кори покрыто мраком. Некоторые историки медицины полагают, что это заболевание появилось в Месопотамии около 3000 года до н.э.— приблизительно в то же время, когда люди начали одомашнивать диких животных и строить небольшие постоянные поселения. Для распространения кори необходима достаточная плотность населения, и как только она была достигнута, человеку, вероятно, передался эволюционировавший вирус чумы собак (чумки) или крупного рогатого скота. Если корь действительно представляет собой зоонозное заболевание, которое досталось людям от одомашненных псов или сельскохозяйственных животных, временные рамки совпадают. Чумка — это крайне заразная, передающаяся воздушно-капельным путем вирусная инфекция, для которой характерен тот же инкубационный период, что и для вируса кори. У нее схожие симптомы, в том числе респираторные проблемы и кожная сыпь. Чума КРС, в свою очередь, представляет собой крайне заразное, передающееся воздушно-капельным путем заболевание крупного рогатого скота. Оно, однако, не вызывает кожных высыпаний. Все три вируса (корь, чумка и чума КРС) принадлежат к роду Morbillivirus.