«Нет никакой статистики о том, что женщины менее умные». Почему женщины редко становятся гендиректорами и президентами
Как говорить с мужчинами о гендерном неравенстве в бизнесе и политике и отвечать на их вопрос «а кто женщинам мешает?», Forbes Woman спросил у декана венской бизнес-школы WU Executive Academy Барбары Штёттингер
В 2015 Барабара Штёттингер возглавила бизнес-школу при университете, который когда-то окончила сама. Несколько лет она проработала в бизнесе, параллельно преподавала и вела международную исследовательскую деятельность в области маркетинга. В 2007 году бизнес-школа WU Executive Academy предложила ей пост академического директора программы по маркетингу и продажам, а через 8 лет назначила деканом. Ее модель построения карьеры совпадает с самой распространенной среди женщин: их чаще повышают на текущем месте работы нежели приглашают на руководящие посты в другие компании. И Штёттингер предпринимает шаги, чтобы это изменить: с ее приходом к управлению в бизнес-школе появились гранты на обучение женщин и был открыт нетворкинг-клуб, в котором учащиеся женщины-управленцы помогают друг другу в решении профессиональных задач. Вверенное Штёттингер учебное заведение выделяется на фоне других европейских бизнес-школ представленностью женщин в профессорско-преподавательском составе: их численность достигает 39% (для сравнения, в London Business School — 24%, в Insead — 18%, в IMD — 17%).
Проблема гендерной дискриминации в российской деловой среде нередко ставится под сомнение — есть ли она вообще?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно просто взглянуть на цифры. И не только в России. В марте 2019 года Boston Consulting Group Austria представила результаты исследования, согласно которым только 8 кресел из 165 в советах директоров 50 крупнейших публичных компаний Австрии занято женщинами. К тому же, эти 8 женщин не просто находятся в меньшинстве, они еще и получают на 50% меньше своих коллег-мужчин. Если большинство компаний управляются мужчинами, значит ли это, что у нас нет достаточного количества женщин с сильными управленческими навыками? Ситуация в других странах будет похожей. При этом мы знаем, что около половины населения Земли — женщины. И поскольку нет никакой статистики о том, что мы менее умные, менее способные, значит причина в чем-то другом. И пока мы не достигнем в бизнесе, в политике цифр, близких к 50 на 50, я считаю, это все еще будет проблемой.
Те, кто считают, что проблемы нет, обычно задают вопрос «а что женщинам мешает» как риторический. Как бы вы на него ответили?
Об этом есть много исследований. Одна из причин проблемы — женщинам тяжело дается нетворкинг, они систематически проигрывают на этом фронте. А наличие сети контактов чрезвычайно важно в построении карьеры — потому что люди склонны продвигать кого-то из своего окружения, кого-то, похожего на них самих. И в целом мужчины чувствуют себя комфортнее с мужчинами, женщины с женщинами. Так что пересечь эту границу — уже непростая задача.
В одном из недавних исследований рассказывается о том, как по-разному мужчины и женщины строят нетворкинг. Вывод напрашивается следующий: женщинам стоит создавать собственную сеть контактов, в которую будут входить именно женщины — сильные профессионалы. Потому что управленческие вакансии не размещаются на сайтах по поиску работы, их закрывают через сеть контактов, и если у вас к ней нет доступа — у вас проблемы. Но смысл чисто женской сети не только в этом. Более того, не обязательно женщины, с которыми вы общаетесь, должны быть исключительно из вашей индустрии, потому что главное, что вы ищете — это возможность обсудить свои рабочие и личные проблемы в кругу тех, кто вас поймет. Вскоре вы осознаете, что точно такие же проблемы, как у вас, имеют и другие успешные женщины, и что они, точно так же как и вы, думают, что недостаточно настойчивы, недостаточно харизматичны и недостаточно работают. Подобное общение поможет укрепить вашу уверенность в себе.
Вторая причина гендерного неравенства в том, что женщины часто не слишком настойчивы. Я недавно услышала высказывание, по-моему, Мадонны: «Ты не получаешь то, что ты заслуживаешь, ты получаешь то, что ты просишь». А среди женщин как раз очень распространен стереотип, что если они заслужили что-то, то они это получат, и поэтому даже не пытаются просить. Мужчины намного более настойчивы. Недавно мы обсуждали этот вопрос с сотрудником компании по подбору топ-менеджеров — дело в том, что мужчины и женщины даже на вакансии откликаются по-разному. Мужчина откликнется, если он соответствует 80% требований, которые перечислены в вакансии, а женщина — только если она соответствует 120%. Часто, когда спрашиваешь мужчин, почему они не продвигают на управленческие позиции в своих компаниях женщин, они говорят «я пытался, но они обычно отвечают «ой, я не уверена, что я уже достаточно квалифицирована», или «ой, а кто же тогда возьмет на себя заботы о семье». Мужчина же всегда на предложение повышения ответит «Юхуууу, вот и я!». Таким образом, женщины часто отсеивают себя сами. Поэтому мы не можем в сложившейся ситуации винить только компании, конечно, нам надо самим работать над повышением уверенности в себе.