Несерьезные игры: почему киберспорт все игнорируют
Несмотря на стремительный рост популярности киберспорта, в России он по-прежнему находится ниже радаров инвесторов. Какие риски отрасли останавливают их и как тем не менее использовать ее потенциал?
В то время как в Нью-Йорке в 2016 году игры чемпионата мира по League of Legends (LoL) собирали 15 000 болельщиков, в России только начинали говорить о перспективности отрасли. В том же году Федерация киберспорта России добилась его включения во Всероссийский реестр видов спорта — он получил право называться официальной спортивной дисциплиной, он стал активно развиваться. По данным исследовательской компании NewZoo, Россия находится на третьем месте по размеру киберспортивной аудитории: количество зрителей киберспортивных трансляций в прошлом году достигло 22 млн человек, а по количеству заходов в Twitch мы на втором месте в мире — 42 млн визитов в месяц. Каковы перспективы по монетизации этой аудитории?
Инвесторы вне игры
В России осуществляют подготовку профессиональных киберспортсменов в ИТМО и менеджеров киберспортивных проектов в Высшей школе экономики. В мае 2018 года инвестиционную привлекательность киберспорта обсуждали в рамках ПМЭФ, что иллюстрирует рост внимания инвестиционного общества к рынку Esport.
По результатам отчета PwC об инвестициях 2015-2017 годов в спортивные стартапы и развивающиеся бизнесы, 35% сделок с российским участием пришлось на киберспортивные проекты, а именно интернет-сервисы, спортивные организации и объекты, медиа и гаджеты. За три года было совершено 26 сделок, общий объем инвестиций составил $127 млн, однако, $100 млн из них пришлось на покупку USM Holdings Ltd Алишера Усманова компании Virtus.pro. В 2018 году последовала еще одна крупная сделка: Mail.ru Group приобрела киберспортивный холдинг ESforce также за $100 млн. Корпорации стремятся не упустить новый рынок и уже конкурируют между собой за аудиторию: совсем недавно мы наблюдали практически одновременный запуск стриминговых платформ от МТС и Tele2. Таким образом, индустрия набирает обороты и привлекает внимание все большего числа заинтересованных сторон.
Однако российские венчурные инвесторы стоят в стороне от всего этого хайпа. Согласно результатам российского ежегодного исследования «Венчурный Барометр 2018», инвесторы не выделяют эту индустрию как привлекательную для вложений, хотя и не записывают ее в антилидеры. Другими словами, они относятся к этой сфере довольно равнодушно и обращают больше внимания на другие активно растущие отрасли. Корпоративные инвестиции в отрасль выглядят чуть более оживленно, однако и они несравнимы с международными: американские инвесторы за первый квартал 2018 вложили в индустрию более $1 млрд, а китайская компания Tencent вложила $632 млн в стриминговую платформу Huya, по данным Esports Business Digest. Чего не хватает российскому киберспорту для привлечения инвесторов?