Вездесущий клещ
Каждый год еще до появления первой зеленой травы в подстилке сухой листвы просыпаются и активизируются все виды клещей, которые представляют для человека и домашних животных серьезную опасность. Нынешний год не исключение, причем выдался он урожайным на клещей.
В мире достаточно много научных учреждений, которые занимаются проблемами выявления, распространения и лечения клещевых инфекций. У нас в стране одним из них является Институт химической биологии и фундаментальной медицины (ИХБФМ) СО РАН, где в лаборатории молекулярной микробиологии ведутся серьезные исследования в этой области. Заведующая лабораторией доктор биологических наук Нина Тикунова поделилась своим видением клещевой проблемы у нас в России и в мире.
Ареал обитания наиболее опасного для человека и животных таежного клеща (Ixodes persulcatus) — от Карелии до Дальнего Востока. Это самый распространенный вид в России внутри целого семейства иксодовых клещей, и он же является и переносчиком наиболее опасных штаммов вируса клещевого энцефалита. Еще один вид иксодовых клещей — Dermacentor reticulatus, принадлежащий к роду Dermacentor и распространенный в регионах с умеренным климатом. Этот клещ крупнее, быстрее передвигается и больнее кусается. Последнее обстоятельство является для человека скорее преимуществом, поскольку помогает быстрее обнаружить его укус и сократить время контакта с клещом. Он выходит из подстилки на целый месяц раньше других клещей — в середине апреля, задолго до первой травы, и снег еще не везде растаял, их уже много. А с наступлением жары, в отличие от других родов клещей, он изредка может нападать и летом.
Второй пик активности после весеннего у всех клещей приходится на август, а у Dermacentor reticulatus он особенно выражен. Этот клещ также является переносчиком вируса клещевого энцефалита и боррелий. В некоторых локациях Горного Алтая представители этого рода даже чаще переносят вирус клещевого энцефалита, чем род Ixodes. Кроме того, в слюне Dermacentor обнаружены некоторые виды довольно опасных бактерий из рода риккетсий, которые не переносят клещи рода Ixodes. В европейской части России и странах Европы распространителем вируса клещевого энцефалита и боррелиоза является клещ Ixodes ricinus. Эти клещи распространены и в Крыму, и в Западной и Восточной Европе, и даже в северной части Африки, где они питаются кровью ящериц. А на юге Западной Сибири и в южных регионах Дальнего Востока встречается еще один представитель рода Ixodes — клещ Павловского, Ixodes pavlovskyi. Этот вид клеща также переносит клещевой энцефалит и боррелиоз.
Почему вирусам невыгодно нас убивать
Из‑за своей высокой адаптивности клещи живут даже в очень засушливых пустынных регионах. Потребность во влаге за сотни миллионов лет эволюции они научились удовлетворять, получая ее из воздуха. Переносчиком инфекций с самой высокой летальностью является не таежный клещ со своими 3% гибели от клещевого энцефалита, а как раз пустынные клещи из рода Hyalomma. Некоторые виды из этого рода переносят вирус конгокрымской гемморагической лихорадки с уровнем смертности до 15%. Но все случаи гибели зараженных вирусами людей и животных не менее трагичны и столько же смертельны для самих вирусов, поэтому важно помнить, что ни один даже самый смертоносный вирус не желает смерти своему хозяину. Потому все мутации вирусов всегда направлены на увеличение их заразности (вирулентности) и снижение их летальности. Другими словами, вирусы тоже жить хотят и активно работают над продлением своей жизни.
Почему же тогда до сих пор существуют вирусы с таким колоссальным уровнем смертности? Потому что человек вездесущ! Он проникает в такие заповедные и экзотические уголки природы, в которых миллионы лет формируется и эволюционирует своя биота — совокупность живых организмов, объединенных одной зоной обитания, свой особый бактериальный, грибковый и вирусный микромир, абсолютно не предназначенный для иммунной системы неприспособленного пришельца.
И было бы все не так страшно, если бы он просто проникал туда на правах осторожного гостя, а не пытался все вокруг понюхать, пощупать и употребить в пищу. Человек ворвался в зоны обитания «чужих» инфекций, которые оказались для него смертельными. Не будь он таким бесцеремонным, у него было бы гораздо меньше шансов подцепить очередную летальную инфекцию века и поделиться ею со всеми окружающими.
Смертельный букет
Самые высокие риски заболеть пациент имеет не от укуса клеща с вирусом клещевого энцефалита — статистика говорит всего лишь об 1% таких случаев, а от клеща, в слюне которого имеется целый букет инфекционных агентов — от боррелий и вируса клещевого энцефалита до внутриклеточных бактериальных паразитов — риккетсий и эрлихий, также вызывающих тяжелые поражения кожи, кровеносной системы. В отличие от вирусов, другие инфекции не формируют долговременный защитный иммунитет — уже через три‑четыре месяца иммуноглобулин IgG, уровень которого в крови повышается после заражения боррелиями, снижается до прежнего и делает возможным повторное заражение. При этом количество зараженных боррелиями клещей на порядки больше, чем особей, зараженных вирусом клещевого энцефалита,— 35–40% по сравнению с 3–4%, а встречаемость риккетсий в слюне клеща — до 10%.