Не может быть двух «сейчас»... или может?

Наука и жизньНаука

Тысячеликое «сейчас»

Кандидат филологических наук Дарья Зарубина.

— Ах, господа, господа! всё-то вы пальцем в небо попадаете! Совсем не оттого нельзя Конягу донять, чтобы в нём особенная причина засела, а оттого, что он спокон веку к своей юдоли привычен. Теперича хоть целое дерево об него обломай, а он всё жив. Вон он лежит — кажется, и духу-то в нём нисколько не осталось, — а взбодри его хорошенько кнутом, он и опять ногами вывёртывать пошёл. Кто к какому делу приставлен, тот то́ дело и делает. Сосчитайте-ка, сколько их, калек этаких, по полю разбрелось — и все как один. Калечьте их теперича сколько угодно — их вот ни на эстолько не убавится. Сейчас — его нет, а сейчас — он опять из-под земли выскочил.

И так как все эти разговоры не от настоящего дела завелись, а от грусти, то поговорят-поговорят пустоплясы, а потом и перекоряться начнут. Но, на счастье, как раз в самую пору проснётся мужик и разрешит все споры словами: — Н-но, каторжный, шевелись!

Тут уж у всех пустоплясов заодно дух от восторга займётся.

— Смотрите-ка, смотрите-ка! — закричат они вкупе и влюбе, — смотрите, как он вытягивается, как он передними ногами упирается, а задними загребает! Вот уж именно дело мастера боится! Упирайся, Коняга! Вот у кого учиться надо! вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!

Когда читаешь сказку Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Коняга», первая мысль вовсе не о том, как это написано, отчего выбраны автором те или иные слова. Она совсем о другом. О том, что, хоть и изменился облик Коняги, русского народа, а отношение к нему во многом осталось то же: «Теперича хоть целое дерево об него обломай, а он всё жив». И поднимается обида на пустоплясов, так и эдак прикидывающих, отчего же Коняга, хоть и выглядит сущим трупом, бессмертен. «Сейчас — его нет, а сейчас — он опять из-под земли выскочил».

Но позвольте. Не может быть двух «сейчас», оно одно — и происходит именно в это самое мгновение, в эту минуту, секунду. Мы привыкли воспринимать слово «сейчас» как указание на то, что действие, явление происходит в то самое время, когда мы о нём говорим. Но это не совсем верно.

В толковом словаре Ожегова находим четыре основных значения этого наречия. Два литературных — «теперь, в настоящее время», «очень скоро, немедленно» и два разговорных — «только что, совсем недавно» и «сразу, с первого взгляда».

Что же получается? Перед нами в сказке разные «сейчас»? «Теперь» нет Коняги, но «очень скоро» — выскочит?

Достаточно перечитать текст, чтобы увидеть, что это одно и то же «сейчас» в значении «теперь». В эту самую минуту нет Коняги, но минута сменилась другой — и Коняга вновь воскресает, и всё это укладывается в «сейчас», а точнее — в «сей час», если вспомнить, от какого сочетания произошло это слово. А эти «сии» часы складываются в «сей день», и мы говорим «сегодня». Долог день, многое может вместить, поэтому и осталась форма родительного падежа со значением отношения чего-то к чему-то. Как у Александра Сергеевича Пушкина в «Барышне-крестьянке» чудесно написано: «Она думала... но можно ли с точностию определить, о чём думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра?»

День, как большая расписная матрёшка, скрывает в себе тот самый час — сей, а тот в свою очередь — минуту, тоже сию, и сию секунду. И «сию минуту» и «сию секунду» остались в нашей речи не в именительном падеже, а в винительном, в значении объекта. Невольно задумываешься, а может, и «сейчас» немного нас обмануло, заставив поверить в именительный падеж, в то время как эта форма также несёт печать винительного падежа и объектности. Мы тратим эту (сию) секунду, минуту, сей момент, сей час, чтобы выполнить неотложное дело, платим временем за возможность.

Сегодня и сейчас — это настоящее время, но сегодня — настоящее длительное, если можно так сказать. Сегодня сделаю — ещё успею, сегодня сделал — уже успел, сегодня сделать бы — тут уже не только сделать, решить надо, нужно это или нет. Сейчас — в пределах часа. Если вдруг нужно срочно, на извечное «сейчас», отвечают: «Не сейчас, а сейчас же». И это волшебное «же» превращает возможное действие в обязательное, которое нельзя отложить или отменить: долгое «сегодня» — в «сегодня же», оперативное «тотчас» — в немедленное «тотчас же». Сей же час… Эта ускоряющая частичка такая активная, что может разбить даже сросшееся в одно слово «сейчас» на его исторические составляющие, одновременно отсекая все «несрочные» значения слова, превращая «очень скоро» в «немедленно». Наблюдая за тем, как реагирует «сейчас» на воздействие такого усилителя, хочется поспорить с Сергеем Ивановичем Ожеговым, выделяющим как отдельное значение слова «сейчас» — «немедленно» и «сразу, тотчас». Да и каким образом «сейчас» может означать то же самое, что и «тотчас»?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гелий Гелий

Известно, что каждый элемент имеет свой, только ему одному принадлежащий спектр

Наука и жизнь
Почти леди. Норман Мейлер о Мадонне (отрывок из интервью) Почти леди. Норман Мейлер о Мадонне (отрывок из интервью)

Разговор с Мадонной о славе, одиночестве, контрацепции, порно и религии

Esquire
Наука и жизнь сто лет назад Наука и жизнь сто лет назад

Наука столетней давности: радиофотография, аэростроение и остров гигантов

Наука и жизнь
Победа телевидения над онлайном: как бизнес стимулирует продажи во время эпидемии Победа телевидения над онлайном: как бизнес стимулирует продажи во время эпидемии

Что происходит с рекламным рынком во время каратина и экономического спада?

Forbes
В поисках «духовной оседлости» В поисках «духовной оседлости»

Начало перестройки отражалось и в локальных дискуссиях

Дилетант
Опасные связи Опасные связи

Декоратор превратила свою миланскую квартиру в филиал галереи дизайна

AD
«Слухи, образы, эмоции. Массовые настроения россиян в годы войны и революции» «Слухи, образы, эмоции. Массовые настроения россиян в годы войны и революции»

Отрывок из книги В. Аксенова: о крестьянах и их отношении к Первой мировой войне

N+1
Дар зерна Дар зерна

Юрий Сапрыкин — к 60-летию Александра Башлачева

Weekend
Продюсер Нателла Крапивина — о Светлане Лободе, деньгах, музыкальной индустрии и о том, что важно для артиста Продюсер Нателла Крапивина — о Светлане Лободе, деньгах, музыкальной индустрии и о том, что важно для артиста

Нателла Крапивина о программе «Орел и решка» и фильме «Кислота»

Esquire
Не буди зверя! 9 фраз, которые помогут избежать любого конфликта Не буди зверя! 9 фраз, которые помогут избежать любого конфликта

Эти фразы особенно актуальны на карантине, когда чувства и эмоции на пределе

Cosmopolitan
Одна вокруг света в карантин. Отель трехуровневой защиты и вооруженный конвой в Пакистане Одна вокруг света в карантин. Отель трехуровневой защиты и вооруженный конвой в Пакистане

70-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Пора освободить шкаф: как правильно убрать на хранение зимние вещи Пора освободить шкаф: как правильно убрать на хранение зимние вещи

Краткая памятка по правильной ревизии гардероба на предмет сезонной одежды

Esquire
Хорхе Вайехо: «Мы — гиды в мире будущего гастрономии» Хорхе Вайехо: «Мы — гиды в мире будущего гастрономии»

Интервью с Хорхе Вайехо — одним из главных шефов Латинской Америки

Bones
Как разминируют минные поля: работа сапера Как разминируют минные поля: работа сапера

Как проходят тренировки одного из самых боеспособных соединений Российской армии

Популярная механика
Не надо считать себя всезнайкой. Советы по запуску успешного бизнеса от создательницы NYX Cosmetics Не надо считать себя всезнайкой. Советы по запуску успешного бизнеса от создательницы NYX Cosmetics

Как построить успешный бизнес и какие качества важны для предпринимателя

Forbes
Орангутаны заразили недругов желанием почесаться Орангутаны заразили недругов желанием почесаться

А вот зевание среди орангутанов оказалось незаразным

N+1
Дарите женщинам цветы! Дарите женщинам цветы!

Уникальный промысел, которому уже 195 лет

Лиза
9 самых злых роботов кинематографа 9 самых злых роботов кинематографа

Роботы в кино — это настоящее воплощение зла

Популярная механика
«Жди меня, и я вернусь»: трагическая судьба музы легендарного военного поэта «Жди меня, и я вернусь»: трагическая судьба музы легендарного военного поэта

Во время Великой Отечественной эти строки Симонова знала наизусть вся страна

Cosmopolitan
Литературный критик Анна Наринская — об «Анне Карениной», «Джейн Эйр» и книгах, которые она перечитывает Литературный критик Анна Наринская — об «Анне Карениной», «Джейн Эйр» и книгах, которые она перечитывает

Анна Наринская о книгах, которые манипулируют нашим сознанием

Esquire
Как использовать QR-генератор в браузере Microsoft Edge: простые советы Как использовать QR-генератор в браузере Microsoft Edge: простые советы

Как воспользоваться QR-генератором для создания графических ссылок

CHIP
Достучаться до небес Достучаться до небес

Заключенный концлагеря угоняет с их секретной военной базы бомбардировщик

Вокруг света
С винтовкой и алебардой: насколько грозна швейцарская армия С винтовкой и алебардой: насколько грозна швейцарская армия

Слова «Швейцария» и «нейтралитет» звучат почти как синонимы

Популярная механика
Северная надбавка Северная надбавка

Спустя пять лет Владимир Потанин вновь занял первое место в списке Forbes

Forbes
Какую операционную систему выбрать: Windows и альтернативы Какую операционную систему выбрать: Windows и альтернативы

Даже если вам кажется, что выбор ОС очевиден, не спешите с выводами

CHIP
Химики разобрались в цветной фотографии середины XIX века Химики разобрались в цветной фотографии середины XIX века

Цвета на фотографии середины XIX века объяснили распределением наночастиц

N+1
Максимум возможностей, минимум ресурсов: как чему-то научиться на карантине Максимум возможностей, минимум ресурсов: как чему-то научиться на карантине

«Отличное время — карантин! — несколько недель назад бодрились оптимисты

Psychologies
Дмитрий Прохоров: Пивоварение как искусство: между техрегламентом и творчеством Дмитрий Прохоров: Пивоварение как искусство: между техрегламентом и творчеством

Крафтовая революция раскрыла творческий потенциал пивоваров

СНОБ
Инсайдерский гид по музыкальной индустрии: на русском языке вышла книга Дэвида Бирна «Как работает музыка». Публикуем ее фрагмент Инсайдерский гид по музыкальной индустрии: на русском языке вышла книга Дэвида Бирна «Как работает музыка». Публикуем ее фрагмент

Бирн рассказывает о работе в группе и со сторонними музыкантами

Esquire
Евгений Гришковец: Водка как нечто большее Евгений Гришковец: Водка как нечто большее

Новая книга режиссера и писателя Евгения Гришковца «Водка как нечто большее»

СНОБ
Открыть в приложении