О чём пишут научно-популярные журналы мира
Спасти тропический лес
Бассейн реки Амазонка, приходящийся главным образом на территорию Бразилии, содержит 40% тропических лесов мира и 10— 15% биоразнообразия (то есть видов живых существ) суши. С 1970-х годов площадь лесов начала сокращаться и из первоначальных 4 млн км2 800 000 уже вырублены. Это площадь такой страны, как Турция. Дело не только в добыче деловой древесины: леса сводят, чтобы на их месте разбить поля, проложить дороги, создать водохранилища, выкопать шахты, построить заводы или города… Только с августа 2017 года по июль 2018-го Бразилия утратила 7900 км2 леса, около миллиарда деревьев, а за первое полугодие 2019 года, судя по спутниковым снимкам, под топор пошли ещё 4300 км2. Вырубать леса заставляет экономический кризис.
Специалисты по охране леса говорят, что, когда уничтожение лесных площадей пройдёт через определённый порог — 40%, лес продолжит исчезать сам по себе, без нашего участия, и не помогут никакие меры по охране его остатков. Но некоторые специалисты снижают этот порог до 25 и даже 20%, что уже близко к современному положению. После преодоления барьера на месте лесов уже через несколько десятилетий возникнет сухая саванна, а это изменит климат почти всей Южной Америки. Да и глобальный климат зависит от этих лесов. Они извлекают из атмосферы большие объёмы углекислого газа, что препятствует парниковому эффекту, раскаляющему климат Земли.
Новые данные биологов говорят, что увеличение уровня СО2 в воздухе приводит к тому, что зелёным листьям для выработки крахмала в фотосинтезе нужно переработать меньший объём воздуха. Чем меньше воздуха они потребляют через устьица, тем меньше влаги испаряют. От этого, во-первых, атмосфера дополнительно разогревается, во-вторых, воздух становится суше.
Леса Амазонии уникальны в том отношении, что они сами вырабатывают немалую часть осадков, которые нужны для их питания и поддержания. Океанские ветра несут влагу с Атлантики на континент Южной Америки, и выпадающие здесь дожди питают корни деревьев. Затем кроны снова испаряют эту воду, она поступает в атмосферу, смягчает жаркий тропический климат и опять выпадает дождями. Если слишком много леса свести, этот круговорот прекратится. В 2015 году сотрудники Института экологических исследований Амазонки показали на математических моделях, подкреплённых реальными данными из природы, что превращение лесов в пастбища увеличивает местные температуры на 4,3оС. Дальнейшее превращение пастбищ в засеянные поля ещё поднимет температуру. По прогнозу климатологов из университета Лидса (Великобритания), продолжающаяся вырубка лесов к 2050 году сократит выпадение осадков вокруг Амазонки во влажный сезон на 12%, а в сухой — на 21%.
Не все экологи столь пессимистичны. В таком разнообразном лесу, как амазонский (14 003 вида высших растений, из них 6727 деревьев), при изменении климата наверняка найдутся виды, устойчивые к засухе и вообще не боящиеся грядущих изменений. А всё же лес, если и сохранится, уже будет не таким, каким оставался сотни тысяч лет.
Больше, быстрее, дешевле
Когда 29 августа 2019 года ураган Дориан приблизился к восточному побережью США, Илон Маск, создатель электромобилей «Тесла», предупредил их владельцев, что на пути движения урагана пробег их автомобилей с одного заряда аккумуляторов может неожиданно увеличиться. Отчего разрушительное природное явление вдруг так помогло автомобилистам? Загадка объясняется просто и не связана с физическими свойствами урагана. В более дешёвых электромобилях своего модельного ряда «Тесла» ставит те же батареи, что и в дорогую модель, но нарочно уменьшает отдачу аккумуляторов специально разработанной электронной схемой. Было бы слишком дорого выпускать один комплект аккумуляторов для дорогой модели и другой — для удешевлённой. Маск пожалел клиентов, попавших в полосу движения урагана, и нажатием нескольких клавиш в штаб-квартире фирмы временно снял ограничение, вернув машинам полную мощность, чтобы они успели вовремя уйти от стихии.