Можно ли учиться во сне?
На сон у нас уходит около трети жизни. Обидно тратить столько времени почём зря! Меньше спать — это не выход. Высыпаться надо обязательно, иначе и время бодрствования будет проходить с меньшей пользой. А нельзя ли совместить сон с каким-нибудь занятием? Может быть, спящий мозг способен слушать и запоминать услышанное?
Мы действительно можем кое-что слышать во сне — в конце концов, будит же нас будильник! Почему бы не предположить, что спящий человек способен запомнить текст, если прослушает его несколько раз за ночь?
О том, что сон влияет на память, заговорили ещё в XVIII веке, но надёжные экспериментальные данные стали появляться лишь в 1910-х годах. Вероятно, под влиянием этих исследований возникла идея о том, что можно учиться прямо во сне. Стали появляться разные методики и руководства, причём дело не ограничилось только обучением. В 1927 году американский журнал «Психология: здоровье, счастье, успех» рассказал об аппарате под названием психофон, или психотелефон. По сути, это был фонограф (изобретение Томаса Эдисона), снабжённый таймером. Через заданные промежутки времени психофон проигрывал мотивационные лозунги — например, про финансовый успех, повышение самооценки и достижение счастья в личной жизни. Спящий человек слышал такие фразы: «Я привлекателен и со мной интересно разговаривать. Общаться со мной — одно удовольствие» и прочее в том же духе. Как минимум полсотни человек из тех, кто потратился на эту машинку (а стоила она на нынешние деньги больше трёх тысяч долларов), уверяли, что благодаря психофону нашли себе пару.
В 1950-х годах к изучению гипнопедии (так назвали метод обучения во сне) подключили электроэнцефалографию (ЭЭГ). И тут выяснилось: всё, что люди запоминали якобы во сне, они запоминали наяву! На это указывали электрические волны мозга, которые позволяли чётко отличить сон от бодрствования. Когда включался звуковой аппарат, человек на короткое время просыпался, даже не осознавая, что проснулся, а потом снова засыпал. Но во время этих коротких периодов пробуждения мозг переходил в иной режим, улавливал звуковые сигналы и запоминал их.
Потом про обучение во сне забыли, но связь сна и памяти продолжали активно изучать. Сейчас уже никто не сомневается, что сон улучшает память — в том смысле, что помогает лучше запомнить выученное. Это называется консолидацией памяти. Её часто описывают как превращение кратковременной памяти в долговременную, или, точнее, перевод информации из кратковременного хранилища в долговременный архив. Всё же стоит уточнить, что сон нужен не только для запоминания, но и для забывания: перебирая сведения и впечатления, полученные во время бодрствования, мозг отсеивает несущественное и лучше запоминает то, что считает нужным.
Есть масса данных о том, как разные области мозга обмениваются сигналами во время консолидации памяти, какие волны электрической активности её сопровождают, как на неё влияет сонная активность нейронов. Легко догадаться, что львиную долю экспериментов с мозгом ставят на животных, поэтому всегда остаётся вопрос: а у человека — так же, как у животных, или иначе, и насколько иначе?
Недавно провели эксперимент* с нейрокомпьютерным интерфейсом — так называют устройства, позволяющие парализованному человеку управлять протезами силой мысли. Интерфейс считывает из мозга двигательные сигналы и преобразовывает их в команды для электронной руки или ноги. Для считывания нейронных сигналов в мозг пациента устанавливают имплантат с множеством тончайших электродов (попутно его можно использовать для наблюдения за работой мозга в разных состояниях и при решении разных задач). И вот с помощью такого имплантата впервые удалось напрямую увидеть, как человеческие нейроны во сне повторяют то, что они делали во время бодрствования, — мозг учился во сне, заново анализируя полученный опыт.