БНТИ
Бюро научно-технической информации
В Екатеринбурге в десятый раз прошла главная промышленная выставка страны «Иннопром». Основной темой выставки стало цифровое производство. На площадке разместилось более 600 экспонентов из 22 стран мира. Специальный корреспондент «Науки и жизни» Екатерина Зубкова рассказала о нескольких отечественных разработках, представленных на «Иннопроме».
Компактный и недорогой мотор для электромобиля
Электротранспорт считается наиболее перспективным и экологически чистым средством передвижения. Однако пока распространению электрокаров мешает ряд проблем, в том числе высокая стоимость. Возможно, электромобили станут доступнее благодаря принципиально новой конструкции без щёточного тягового электродвигателя. Её разработали специалисты компании «Электротранспортные технологии» (Москва).
«Обычно моторы электромобилей изготавливают с применением постоянных магнитов. Именно они создают магнитное поле, которое заставляет вращаться ротор, — объясняет Илья Федичев, технический директор компании. — Мы используем тот же принцип, только вместо постоянных магнитов поле формирует обычная медная катушка возбуждения. Суть разработки в том, что нам удалось создать контроллер и алгоритм, который управляет катушкой, чтобы она обеспечивала необходимые параметры магнитного поля. Отказавшись от постоянных магнитов, мы почти в два раза сократили вес электродвигателя и сделали его куда более компактным при той же мощности. И самое главное, наш мотор при массовом производстве обойдётся примерно в 80 тысяч рублей, то есть в 3,7 раза дешевле, чем китайский».
По словам разработчиков, кпд нового синхронного тягового двигателя составляет 90% — примерно столько же, сколько у других современных электромоторов. А вот запас хода электрокара на новом двигателе увеличивается на 15%. Дело в том, что в отличие от мотора на постоянных магнитах у него нет просадки по кпд на высоких оборотах, он меньше греется, не боится перегрузок и потребляет меньше электричества. Это связано с тем, что, управляя катушкой, можно уменьшить силу магнитного поля и соответственно регулировать тяговую силу и крутящий момент, а постоянные магниты этого не позволяют.
Новый мотор может питаться не только от аккумулятора, но и от водородной ячейки (водородного электрохимического генератора). Такая возможность пригодится водителям при поездках на дальние расстояния.
Сейчас опытный образец мотора используется на беспилотных платформах, предназначенных для перевозки тонны груза на территории складов или промышленных предприятий. До конца года компания планирует изготовить опытный электромобиль в сотрудничестве с «ВИС-Авто» на базе грузопассажирской модели LADA Granta — ВИС-2349.
Беспилотный карьер
По всей вероятности, беспилотная техника куда раньше начнёт использоваться на промышленных площадках, чем на дорогах общего пользования, потому что на территории предприятия легче добиться дисциплины от всех участников движения. К тому же там машины смогут освободить человека от вредной и опасной работы. Так, московская компания «Цифра» создаёт концепцию карьера, работающего без персонала. Добывать полезные ископаемые будут беспилотные самосвалы и погрузчики, а контролировать работу всех машин смогут всего несколько операторов из офиса. Сейчас пилотный проект реализуют на угольном месторождении СУЭК в Хакасии. В августе там начнут эксплуатировать два первых роботизированных самосвала БелАЗ. В перспективе всё оборудование карьера планируют перевести