Ядовитые реки, отравленные моря
22 января 2022 появилось сообщение об аварии к северу от Лимы, столицы Перу, произошедшей на танкере, перевозившем нефть. В океан тогда вылилось около шести тысяч баррелей нефти, и общая площадь загрязнения составила 1,7 млн м2 на суше и 1,2 млн м2 на поверхности океана, что поставило под угрозу флору и фауну в двух заповедных зонах Лимы.
Подобные события — не редкость. Катастрофы, угрожающие живым организмам, происходят довольно часто. В России весной 2020 года случился разлив нефти на полуострове Таймыр, в результате которого были загрязнены водоёмы бассейна реки Пясина. Это привело к гибели в реках района поколений рыб, общий ущерб водным биоресурсам оценили в 8,9 тыс. тонн. Техногенная причина аварии не вызывала сомнений. Затем в сентябре того же года погибли морские организмы в Авачинском заливе на Камчатке. Причину этой гибели установили не сразу, и по результатам месяцев обсуждения научное сообщество наиболее вероятной причиной случившегося признало так называемые красные приливы (см. «Наука и жизнь» № 5, 2021 г.), что заставило говорить о природном происхождении катастрофы.
Таким образом, водные экосистемы страдают как от техногенных аварий, так и от природных процессов.
Но что такое техногенные аварии?
Если говорить о техногенных авариях применительно к водным объектам, то это неконтролируемое, как правило, короткое во времени, поступление каких-либо загрязняющих веществ в результате разрушения объектов хозяйственной инфраструктуры, влекущее за собой гибель водных организмов. Аварии не следует путать просто со сбросом сточных вод, которые также загрязняют реки, причём постоянно. В мире сброс сточных вод в водные объекты оценивается в 1760 км3/год, из них около 13,4% попадают из коммунально-бытовых хозяйств, 46,6% — с предприятий промышленности и энергетики, 40% — с сельскохозяйственных угодий и животноводческих ферм. Такой сброс опасен химическим, биологическим и физическим загрязнением водных объектов. Даже прошедшие очистку сточные воды нуждаются, по крайней мере, в десятикратном разбавлении. Исходя из этого, суммарный объём мирового речного стока должен быть 17600 км3/год, чтобы обеспечить разбавление сточных вод. Однако устойчивый (постоянный) речной сток составляет всего 12000 км3/год*. Выходит, мировая речная система не справляется с загрязнением.
* Асарин А. Е., Бестужева К. Н., Христофоров А. В., Чалов С. Р. Водохозяйственные расчёты. Географический факультет. — М.: 2012.
Но вернёмся к аварийным сбросам. Чаще всего они связаны с поступлением в водные объекты нефтепродуктов. Ежедневно танкеры по всему миру перевозят 2 млрд тонн нефти. Например, только российский магистральный газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород» протяжённостью 4451 км пересекает более 600 рек. Помимо этого вся промышленность привязана к берегам рек, поскольку вода — неотъемлемый атрибут технологического цикла. Соответственно, ядохимикаты, токсичные тяжёлые металлы, радионуклиды, пестициды могут попадать в водные объекты в результате аварийных ситуаций.
Техногенные аварии в океане отличаются от таковых в реках по масштабам воздействия и особенностям предупреждения их последствий, которыми управлять исключительно сложно. Добыча на шельфах всегда сопряжена с экологическими рисками, а освоение новых шельфов непременно сопровождается конфликтом с традиционным рыбным промыслом. Микро- и макроаварии и их экологические последствия, связанные с отравлением экосистемы океана, неизбежны при нефтедобыче. Именно с нефтяными разливами связано подавляющее число регистрируемых аварий в морях.
В 2010 году мир следил за последствиями аварии, произошедшей 22 апреля того года на буровой платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе. Выброс нефти из скважины не могли остановить на протяжении долгого времени, что привело к расползанию нефтяного пятна по акватории внушительной площади. 20 мая большое нефтяное пятно достигло главного подводного течения Мексиканского залива, огибающего полуостров Флорида, и направилось дальше, в сторону коралловых островов и рифов Флорида-Кис. 4 июня пятна и сгустки нефти появились на песчаных пляжах штата Флорида. Отмечались глубинные потоки отдельных скоплений нефти. Участники независимой научной экспедиции, прибывшей к месту аварии платформы Deepwater Horizon, обнаружили в водах Мексиканского залива крупные скопления нефти на глубине примерно 1200 метров. Одно из них имело длину 16 км и ширину 1,6 км. Нефтяные образования были отмечены и на дне залива. По подсчётам учёных, пострадали около 400 видов фауны. За первые месяцы после катастрофы были найдены мёртвыми более шестисот морских черепах, шести тысяч птиц, ста дельфинов и сотни других животных. По мере удаления от точки разлива воздействие ослабевало: уже в 2011 году в пределах Мексиканского залива, на удалении сотен километров от места аварии, никаких изменений в видовом составе ихтиофауны обнаружено не было**. Многие виды размножались весной-летом, общий улов и улов по видам оставались высокими в 2010 году и после разлива. Хотя непосредственно возле точки разлива спустя почти пять лет, в 2014 году, единственными представителями фауны оказались членистоногие. В районе разлива исчезли крупные ракообразные, произошло снижение плотности бентоса.
** Fodrie F. J., Heck K. L. Response of Coastal Fishes to the Gulf of Mexico Oil Disaster. PLoS One 2011, 6, e21609, doi:10.1371/journal. pone.0021609.