МЦД: чем же являются диаметры и чего ждать от этого проекта в будущем

Наука и техникаHi-Tech

МЦД. Новая жизнь старых путей — 2

Гайдай Дмитрий

Транспорт большого города – сложный организм, необходимый для перевозки людей внутри города и агломерации. Отдельные составляющие этого организма не только обеспечивают функционирование сложной системы, но и сами по себе являются интересными объектами для рассмотрения. В августе–сентябре на карте Москвы появилось еще два таких объекта – МЦД 3 и 4. Хороший повод разобраться в том, чем же являются диаметры, и чего ждать от этого проекта в будущем.

С чего все начиналось

В октябрьском выпуске журнала «Наука и техника» был подробно рассмотрен опыт запуска МЦК – Московского центрального кольца. На примере этого проекта городские власти, РЖД и проектировщики учились работать с новым для России понятием городской электрички.

Первые месяцы после запуска показали, что перевозки в режиме метрополитена по трассе исторической железной дороги имеют большой спрос, что городская электричка способна стать полноценной частью системы скоростного внеуличного городского транспорта.

«У нас долго не получалось в 2010 году построить с железнодорожниками пассажирские перевозки. Потому что железнодорожники хотели возить грузы, они не хотели возить пассажиров. Но шаг за шагом, когда мы построили МЦК, железнодорожники поменяли свое отношение, с приходом О.Белозерова отношение кардинально поменялось, и мы сейчас делаем полноценное наземное метро, которое по масштабам будет сопоставимо с нашим подземным метро».

М. Хуснуллин, в 2010–2020 гг. заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

В 2017 году, сразу после успеха МЦК, начались работы по внедрению похожих принципов работы и на других направлениях Московской железной дороги. В результате появился еще один новый сервис, именуемый сейчас Московскими центральными диаметрами.

Первые шаги

Задача создания МЦД представлялась очень масштабной, московский железнодорожный узел – это сотни километров путей, десятки остановочных пунктов, мостов, путепроводов и других инженерных сооружений. Все это необходимо было реконструировать, расширить, местами перестроить с нуля. Проект осложнялся еще и тем, что строить предстояло на действующей инфраструктуре, не прекращая движение грузовых, пассажирских и пригородных поездов. Задача крайне непростая, к тому же весьма затратная. По этим причинам для диаметров выбрали поэтапный способ реализации.

Вернемся в недавнее прошлое: объем строительных работ непосредственно перед запуском первого и второго диаметров был относительно небольшим, D1 и D2 запускались на старой инфраструктуре, по которой и раньше ходили, например, курско-белорусские электрички. Основная масса работ заключалась в обновлении подвижного состава, интеграции билетной системы в общегородскую, введении нового графика и т.д. В результате 21 ноября 2019 года были запущены МЦД–1 – «Белорусско-Савеловский» (Одинцово – Лобня) и МЦД–2 – «Курско-Рижский» (Подольск – Нахабино).

Для запуска последующих диаметров потребовались масштабное строительство новой железнодорожной инфраструктуры и развитие старой. Итогом стал запуск 17 августа 2023 года МЦД–3 – «Ленинградско-Казанский» (Крюково – Ипподром) и 9 сентября 2023 МЦД–4 – «Киевско-Горьковский» (Апрелевка – Железнодорожный).

Что есть сейчас?

Чтобы рассмотреть саму идею, заложенную в проект диаметров, сначала обратим внимание на текущее положение дел:

1. Большинство пригородных поездов курско-рижского, белорусско-савеловского, киевско-горьковского и ленинградско-рязанского направлений теперь следуют не до вокзальных тупиков, а уходят на другие радиусы по сквозным линиям вблизи центра города, что создает дополнительные пересадочные возможности.

2. Введено тактовое расписание: на том же D2 поезда Подольск – Нахабино и Нахабино – Подольск следуют каждые 12 минут на протяжении всего дня. Таким образом, из графика убрали «дневное окно»: обслуживание путей, по которым ходят поезда МЦД осуществляется ночью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Полет X-37B Полет X-37B

Орбитальный самолет X-37B вышел на эллиптическую орбиту Земли

Наука и техника
Доставка опережает Доставка опережает

Из-за чего этот труд курьеров перестает быть высокооплачиваемым

Ведомости
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Стресс на работе: как распознать и что делать Стресс на работе: как распознать и что делать

Основные факторы возникновения стресса на работе и его влияние на организм

Inc.
Список против системы Список против системы

Культовый «Список Шиндлера» выглядит предупреждением, а не эпитафией

Дилетант
От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой

Киногерои, чье бездействие стало зеркалом тревог и надежд целых поколений

Правила жизни
Одежда и надежды Одежда и надежды

Красивые книги о моде

Weekend
Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет

Автотитаны, которые десятилетиями остаются на конвейере

4x4 Club
История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета

Почему телефонные будки Лондона окрашены именно в яркий красный цвет?

ТехИнсайдер
Почему свистит ремень генератора и как его проверить Почему свистит ремень генератора и как его проверить

Свистит ремень генератора: что делать и как проверить

РБК
Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей

Социальное поведение ложныех вампиров оказалось неожиданно сложным

N+1
В сосновом бору В сосновом бору

Настоящий гимн природе в интерьере загородного дома в пригороде Новосибирска

SALON-Interior
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов

Генетики проанализировали ДНК вымерших японских морских львов

N+1
Фондовый крах Фондовый крах

Как появился и сгинул Национальный фонд спорта

Ведомости
ИИ помогает собрать «мозг» квантового компьютера ИИ помогает собрать «мозг» квантового компьютера

Как модель ИИ собирает атомные решетки — основы будущих квантовых компьютеров

ТехИнсайдер
Заповедные нравы Заповедные нравы

«В глуши»: сериал на тему «человеческая дикость на фоне дикой природы»

Weekend
Мальчик и дерево Мальчик и дерево

Как важно держаться корней в прямом и переносном смысле

Men Today
Анализ ДНК выявил болезнь, погубившую солдат Наполеона во время войны 1812 года Анализ ДНК выявил болезнь, погубившую солдат Наполеона во время войны 1812 года

Традиционное представление, что армию Наполеона погубил сыпной тиф, опровержено

ТехИнсайдер
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича

Палеогенетики проанализировали геном жестоко убитого венгерского феодала

N+1
Культ счастья: почему это опасно Культ счастья: почему это опасно

Улучшает ли позитивное мышление качество жизни... или наоборот?

Grazia
Космическая пыль в междупланетном пространстве Космическая пыль в междупланетном пространстве

Наука в годы войны: астроном Фесенков об астероидах и космической пыли

Наука и жизнь
Матери шимпанзе научили потомков общению Матери шимпанзе научили потомков общению

Этологи обнаружили, что коммуникация шимпанзе формируется под влиянием матери

N+1
Ткань авангарда Ткань авангарда

История и современность Иваново — пестрая как ситец и эклектичная как пэчворк

Weekend
«Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой «Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой

Несколько важных причин подавать сигналы рукой, когда едешь на велосипеде

ТехИнсайдер
Стивен Кинг очень любил детей Стивен Кинг очень любил детей

Новый сериал «Институт» и другие экранизации шедевров Короля ужасов

Weekend
Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет

Как решить рабочий вопрос в мессенджере, не раздражая коллег?

Inc.
Что такое камера на полосу и что она фиксирует Что такое камера на полосу и что она фиксирует

О чем фраза «Впереди камера на полосу» из автомобильных навигаторов?

РБК
Хватит на всё Хватит на всё

Как экономить в большой семье: советы по управлению домашним бюджетом

Лиза
Открыть в приложении