МЦД: чем же являются диаметры и чего ждать от этого проекта в будущем

Наука и техникаHi-Tech

МЦД. Новая жизнь старых путей — 2

Гайдай Дмитрий

Транспорт большого города – сложный организм, необходимый для перевозки людей внутри города и агломерации. Отдельные составляющие этого организма не только обеспечивают функционирование сложной системы, но и сами по себе являются интересными объектами для рассмотрения. В августе–сентябре на карте Москвы появилось еще два таких объекта – МЦД 3 и 4. Хороший повод разобраться в том, чем же являются диаметры, и чего ждать от этого проекта в будущем.

С чего все начиналось

В октябрьском выпуске журнала «Наука и техника» был подробно рассмотрен опыт запуска МЦК – Московского центрального кольца. На примере этого проекта городские власти, РЖД и проектировщики учились работать с новым для России понятием городской электрички.

Первые месяцы после запуска показали, что перевозки в режиме метрополитена по трассе исторической железной дороги имеют большой спрос, что городская электричка способна стать полноценной частью системы скоростного внеуличного городского транспорта.

«У нас долго не получалось в 2010 году построить с железнодорожниками пассажирские перевозки. Потому что железнодорожники хотели возить грузы, они не хотели возить пассажиров. Но шаг за шагом, когда мы построили МЦК, железнодорожники поменяли свое отношение, с приходом О.Белозерова отношение кардинально поменялось, и мы сейчас делаем полноценное наземное метро, которое по масштабам будет сопоставимо с нашим подземным метро».

М. Хуснуллин, в 2010–2020 гг. заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

В 2017 году, сразу после успеха МЦК, начались работы по внедрению похожих принципов работы и на других направлениях Московской железной дороги. В результате появился еще один новый сервис, именуемый сейчас Московскими центральными диаметрами.

Первые шаги

Задача создания МЦД представлялась очень масштабной, московский железнодорожный узел – это сотни километров путей, десятки остановочных пунктов, мостов, путепроводов и других инженерных сооружений. Все это необходимо было реконструировать, расширить, местами перестроить с нуля. Проект осложнялся еще и тем, что строить предстояло на действующей инфраструктуре, не прекращая движение грузовых, пассажирских и пригородных поездов. Задача крайне непростая, к тому же весьма затратная. По этим причинам для диаметров выбрали поэтапный способ реализации.

Вернемся в недавнее прошлое: объем строительных работ непосредственно перед запуском первого и второго диаметров был относительно небольшим, D1 и D2 запускались на старой инфраструктуре, по которой и раньше ходили, например, курско-белорусские электрички. Основная масса работ заключалась в обновлении подвижного состава, интеграции билетной системы в общегородскую, введении нового графика и т.д. В результате 21 ноября 2019 года были запущены МЦД–1 – «Белорусско-Савеловский» (Одинцово – Лобня) и МЦД–2 – «Курско-Рижский» (Подольск – Нахабино).

Для запуска последующих диаметров потребовались масштабное строительство новой железнодорожной инфраструктуры и развитие старой. Итогом стал запуск 17 августа 2023 года МЦД–3 – «Ленинградско-Казанский» (Крюково – Ипподром) и 9 сентября 2023 МЦД–4 – «Киевско-Горьковский» (Апрелевка – Железнодорожный).

Что есть сейчас?

Чтобы рассмотреть саму идею, заложенную в проект диаметров, сначала обратим внимание на текущее положение дел:

1. Большинство пригородных поездов курско-рижского, белорусско-савеловского, киевско-горьковского и ленинградско-рязанского направлений теперь следуют не до вокзальных тупиков, а уходят на другие радиусы по сквозным линиям вблизи центра города, что создает дополнительные пересадочные возможности.

2. Введено тактовое расписание: на том же D2 поезда Подольск – Нахабино и Нахабино – Подольск следуют каждые 12 минут на протяжении всего дня. Таким образом, из графика убрали «дневное окно»: обслуживание путей, по которым ходят поезда МЦД осуществляется ночью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Обман мнениями: нейросети способны незаметно менять точку зрения пользователей Обман мнениями: нейросети способны незаметно менять точку зрения пользователей

Умные помощники способны незаметно менять мышление пользователя

ФедералПресс
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Группы, в которых не менялся состав. Никогда Группы, в которых не менялся состав. Никогда

Группы, в которых состав отличается своей стабильностью

Maxim
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия

Как и когда хирургия стала щадящей?

ТехИнсайдер
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Короткая ответственность Короткая ответственность

Почему короткие страховки ОСАГО остаются непопулярными?

Ведомости
Золото Владивостока Золото Владивостока

Владивосток: город, где каждая сопка — готовый кадр для открытки

Отдых в России
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
Ад и рай Чехова Ад и рай Чехова

Дом-музей Антона Чехова — как жил и творил великий писатель?

Отдых в России
Экологическая модернизация Экологическая модернизация

Как разные страны переосмысливают управление органическими отходами

Агроинвестор
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы» Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы»

Ольга Пивень о достижениях конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Ведомости
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Открыть в приложении