«Наполеон: биография»
История жизни самого известного французского императора
В 2004 году парижский Фонд Наполеона начал публиковать переписку Наполеона Бонапарта — десятки тысяч писем (к маю 2022 года опубликовано более 40 тысяч). Значительная их часть никогда ранее не публиковались, а прочие были доступны только с изъятиями и сокращениями. Этот проект, открывший для исследователей новые подробности жизни французского императора, лег в основу книги историка Эндрю Робертса «Наполеон: биография» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Ильей Кригером. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным трудностям, с которыми армия Наполеона столкнулась во время марша на Москву: брюшным тифом и другими болезнями, перебоями в снабжении и нарушениями дисциплины.
***
16 июля Наполеону доложили: Даву занял Минск, но Багратион снова сумел уйти. Перед самым отъездом из Вильны Наполеон обедал с генералом де Жомини. Речь зашла о том, далеко ли Москва (в 800 километрах), и Жомини спросил, собирается ли Наполеон идти туда. Наполеон рассмеялся: «Я бы, конечно, предпочел добраться туда за два года… Если месье Барклай де Толли полагает, что я намерен гнаться за ним до самой Волги, он очень ошибается. Мы последуем за ним до Смоленска и [Западной] Двины, и там хорошая битва позволит нам отойти на зимние квартиры. Я вернусь сюда, в Вильну, с моим штабом и перезимую здесь. Я пошлю за оперной труппой и актерами из “Комеди Франсез”. Затем, в мае, мы покончим с этим делом — если зимой не заключим мир. Я думаю, это лучше, чем мчаться в Москву. Что вы на это скажете, месье тактик?» Жомини согласился.
К тому времени Наполеон столкнулся с новой страшной угрозой, противостоять которой не могла ни одна армия того времени. Распространение тифа обусловлено несоблюдением гигиены. Его возбудитель Rickettsia prowazekii занимает промежуточное положение между сравнительно крупными бактериями, вызывающими сифилис и туберкулез, и микроскопическими вирусами оспы и кори. Переносчик — вши, поселяющиеся на немытых телах и в швах грязного белья, но возбудитель передается не через укусы вшей, а с их экскрементами и трупиками. Болезнь много лет была широко распространена в Польше и Западной России. Жара, нехватка питьевой воды, теснота в лачугах, куда солдаты набивались на ночлег, расчесывание пораженных участков, невозможность переменить белье — все это порождало идеальные условия для распространения тифа. Лишь в первую неделю похода им ежедневно заболевало 6000 человек. К третьей неделе июля умерло или заболело более 80 000 наполеоновских солдат (не менее 50 000 из них стали жертвами тифа). Спустя месяц после начала вторжения Наполеон потерял 1/5 личного состава своей центральной группировки. Ларрей, главный хирург Великой армии, был прекрасным врачом, однако в то время медицинская наука еще не связывала тиф с распространением вшей: их считали неприятными, но не смертельно опасными, и он не знал, как действовать. Дизентерию и кишечную лихорадку лечили в госпиталях в Данциге, Кёнигсберге и Торне, но тиф был другим делом.