Найти опору в трудные времена: 5 буддийских истин от далай-ламы
«Счастье гораздо больше зависит от внутреннего настроя человека, чем от внешних обстоятельств», — считает далай-лама. Нам важно помнить об этом сейчас, когда мы заперты в своих квартирах и отрезаны от мира. Карантин, самоизоляция рождают тревогу и страх, и, чтобы успокоить ум и обрести равновесие, нам следует обратиться к принципам буддийской философии.
Постоянные соревнования друг с другом, гонка за достижениями и материальными благами, вечная спешка и дефицит времени — так выглядела наша привычная жизнь до недавнего времени. Не все в ней было плохо или «неправильно», но второпях мы что-то упускали, теряли или не успевали заметить.
На смену суете пришла тревога и — для многих — вынужденное сидение дома в условиях карантина и самоизоляции.
Многие специалисты предлагают использовать это время для того, что мы не успевали в вечной гонке между работой и домом. Воспользоваться паузой, чтобы пообщаться с близкими и побыть наедине в собой. Однако не всем легко перестроиться с привычного ритма жизни, лишиться фонового шума и встретиться со своими темными сторонами.
Похоже, перед нами стоит задача с достоинством прожить это время и, возможно, превратить его в период внутреннего роста. Многовековая философия буддизма, практики которого направлены как раз на обретение мира внутри себя и успокоение тревожного ума, поможет нам в этом.
«Чем прочнее наше душевное равновесие и невозмутимее ум, тем выше способность быть счастливыми и получать наслаждение от жизни», — считает духовный лидер буддистов Его святейшество Далай-лама XIV (книга Далай-ламы и доктора Говарда Катлера «Искусство быть счастливым»).
Психолог Азаде Аалаи собрала пять буддийских истин от далай-ламы, которые наполнят самоизоляцию смыслом.
1Главное — доброта
Далай-лама говорит, что его религия — это доброта. Погружаясь в драму собственной жизни, мы порой не в состоянии почувствовать силу сострадания — к другим и к себе.
В предисловии к книге далай-ламы «Открытое сердце. Практика сострадания в повседневной жизни» Николас Вриланд пишет, что в буддизме сострадание определяется как желание, чтобы все существа были избавлены от страданий.
Сострадание рождает позитивные эмоции, развивает эмпатию. Дает понимание, что мы живем в неразрывной связи с другими существами и со всем огромным миром. Когда наши доброта и порядочность не направлены на окружающих и нами руководят лишь эгоистические стремления, это подрывает способность быть в связи с другими.