Суверенитет под микроскопом
Инвестиционные проекты, которые должны были поддержать наш технологический суверенитет и структурную адаптацию экономики, вместо 1–2 трлн рублей в первый год еле привлекли 300 млрд рублей. Банки винят в этом высокую ключевую ставку, ЦБ — недостаток льгот для компаний-реализаторов
Второй год в стране действует новый механизм поддержки инвестиций — так называемая таксономия (классификация, а проще говоря, реестр) проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. И результаты, если честно, не впечатляют.
При разработке таксономии Банк России в лице своего председателя Эльвиры Набиуллиной оценивал потенциальный портфель проектов, которые будут профинансированы по этой программе, в 10 трлн рублей. Аналогичную цифру приводило Минэкономразвития, а в ВЭБ.РФ, который ведет реестр и выступает кредитором и гарантом, говорил о 5–10 трлн рублей (для сравнения: за 2023 год инвестиции в основной капитал составили 34 трлн рублей). По факту же, по данным Торгово-промышленной палаты РФ, общий объем 14 профинансированных в рамках таксономии проектов составил всего лишь около 315 млрд рублей. В ВЭБ. РФ сообщали о 265 млрд рублей с мая прошлого года до 1 мая этого года и еще о 52 млрд рублей за май.
Проблема не только и не столько в отборе проектов для включения в реестр, сколько в льготах, которые предлагаются таким инвесторам и кредитующим их банкам.
Льготы за правильный код Как напомнили «Моноклю» в Минэкономразвития, главная идея разработки таксономии — создать дополнительные стимулы для банков: им должно быть легче кредитовать именно те проекты, в которых заинтересовано государство, то есть те, которые формируют производство инновационной продукции и способствуют освоению современных технологий по критически важным направлениям, замещению поставок зарубежных материалов, комплектующих и оборудования в сфере высоких технологий продукцией российского производства. Для кредитования таких производств банки получают льготы — от ЦБ и от других институтов. Конечно, речь идет не обо всех проектах импортозамещения, а лишь о тех, которые одобрены и включены в реестр. Критерии отбора установлены постановлением правительства РФ от 15.04.2023 № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ…» — собственно, в нем перечислены определенные коды продукции (по ОКПД 2 и др.). Реестр таких проектов ведет ВЭБ.РФ. Для льгот от Банка России достаточно внутренней экспертизы банкакредитора, а для остальных льгот требуется заключение экспертной организации, опять-таки из определенного перечня, или Межведомственной комиссии по технологическому суверенитету и структурной адаптации экономики РФ. Изначально в перечень входили Центр эксплуатационных услуг (Российское энергетическое агентство), Российский фонд технологического развития (Фонд развития промышленности), Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), Агентство по технологическому развитию. Позже список расширили.
Конечно, самый интересный вопрос — какие льготы проектам, которые соответствуют таксономии, доступны сейчас.
Первое — стимулирующее регулирование Банка России. А именно поблажки банку при расчете нормативов достаточности капитала и снижение риск-веса по кредитам. По оценке ЦБ, снижение нагрузки на капитал благодаря этим регуляторным послаблениям может составлять от 10 до 70% от стандартной величины кредитного риска по ссуде в зависимости от категории проекта и кредитного качества. Работает это примерно так: когда банк выдает кредит на 100 рублей, он должен использовать, скажем, 10 рублей своих средств (это и есть нагрузка на капитал) и 90 рублей, привлеченных с рынка, однако за счет послаблений он может использовать только 5,4 или даже 3 рубля своих денег и 97 рублей привлеченных, что позволит ему заработать немного больше. Конечно, заемщику нужно еще убедить банк снизить ставку, а не положить дополнительную прибыль в карман.
Второе — поручительства/гарантии ВЭБ.РФ. Окончательные детали механизма поручительств в рамках таксономии не публиковались. В июне–июле прошлого года, когда механизм прорабатывался, рассматривался такой вариант: гарантии будут отдельным направлением в работе Фабрики проектного финансирования. Предполагалось, что по кредитам банков в рамках таксономии на срок от 3 до 15 лет поручительства ВЭБ. РФ покроют от 10 до 50% долга. Тогда говорили о проектах от 1 млрд до 20 млрд рублей при условии, что не менее 20% должны составлять собственные средства инвестора. Тогда же назывался лимит поручительств — 200 млрд рублей. В декабре на заседании правительства премьер-министр РФ Михаил Мишустин подтвердил эти цифры.
Третье — инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль. Сами по себе такие вычеты не являются чемто новым, но с 1 января 2024 года начал действовать еще один вариант. По решению региона можно применять инвестиционный налоговый вычет в размере до 25% расходов на капвложения — и в числе прочего это доступно и проектам таксономии.
Ставка съела стимулы
Звучит в целом неплохо, но что пошло не по плану? Возможно, это прозвучит банально, но одни из основных причин — высокая ключевая ставка ЦБ и в целом политика ЦБ по отношению к рискам инвестпроектов, точнее к рискам их кредитования банками.
Концепция таксономии проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики (ТСиСА) разрабатывалась при ключевой ставке 7,5%, сейчас она уже 16% и всерьез собирается вырасти до 18%.
В Минэкономразвития подтверждают: в настоящее время запуск новых проектов в рамках таксономии технологического суверенитета сдерживается высокой стоимостью кредитных ресурсов на финансовом рынке. «При нормализации ситуации с рыночными процентными ставками ожидаем динамичного роста финансирования проектов ТСиСА, и роль таксономии в общем объеме стимулирования инвестиций, несомненно, усилится», — уверены в министерстве.
Председатель совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза объясняет, что таксономия предусматривает 464 укрупненные позиции инвестиционных проектов в 13 приоритетных отраслях плюс проекты адаптации экономики. «Это практически две трети экономики, возможно даже больше. Поэтому очевидно, что пакет стимулирования инвестиций, предусмотренный таксономией, будет занимать основное место в восстановлении индустриального потенциала нашей страны», — уверен он. Но пока, продолжает Гамза, все еще не отработана широкая система финансирования проектов, предусмотренных таксономией. Да, банки получили право оценить уровень риска по этим проектам самостоятельно и, как результат, снижать расходы на создание обязательных резервов. «Но на самом деле снижение процентной ставки [в результате послаблений] составило всего примерно один процентный пункт, — говорит Владимир Гамза. — При текущей высокой ставке это особого влияния не оказывает. Кроме того, кредитные организации относятся к инвестиционным проектам с огромной осторожностью. Это происходит из-за того, что сам ЦБ в целом относится к финансированию инвестиционных проектов кредитными организациями негативно».