Солнце, ветер и вода — лучшие китайские друзья
Каждый третий киловатт электроэнергии в мире в следующем году будет производиться в Китае — такой прогноз дает Международное энергетическое агентство (МЭА). Китайская энергосистема продолжает расти и развиваться, стимулируя рост обрабатывающей промышленности страны. А от промышленности Китая зависит здоровье всех остальных экономик — торговых партнеров КНР: США, Европы, Японии и т. д. Более того, цена на электроэнергию в Китае определяет себестоимость изготовления десятков тысяч наименований продукции, а значит, уровень инфляции не только юаня, но и других валют — евро, доллара, иены.
Базой китайской электрической генерации остается уголь. Он дает два из трех киловатт, произведенных в стране. Однако, что отличает руководство КНР от лидеров многих развитых стран, китайское руководство может смотреть вперед за горизонт 20–30 лет. А за этим горизонтом для Китая маячит гигантский дефицит энергии. По данным BP Energy Outlook, при текущих темпах добычи залежей угля хватит лишь на 35–40 лет.
Но это цифры номинальные: с каждым годом качество этого угля будет ухудшаться, а стоимость добычи — расти, так как за последние два десятилетия все самые легкодоступные залежи были добыты. Импортировать необходимые 4 млрд тонн в Китай невозможно ни физически (нет столько дорог, портов, судов, поездов), ни экономически: импортный уголь сделает промышленность Китая неконкурентоспособной. Пример Японии тому подтверждение: попытка отказаться от АЭС не увенчалась успехом для страны. Японцы срочно возвращают атомные энергоблоки в работу.