Испытание Восточным
Тяжелая ракета-носитель «Ангара А5» с третьей попытки успешно взлетела с нового российского космодрома в Амурской области и вывела на орбиту первый в мире рекламный спутник. Следующая высота — ее запуск в серийное производство
Клубы дыма, столб пламени и затихающий гром в небе. Одиннадцатого апреля, накануне Дня космонавтики, новая российская тяжелая ракета-носитель «Ангара А5», призванная заменить работающие на токсичном топливе «Протоны», впервые полетела в космос с космодрома Восточный. Все пять ключевых этапов полета — старт, отделение первой и второй ступеней ракеты, сброс головного обтекателя и отделение разгонного блока с испытательной нагрузкой — прошли штатно, с точностью до секунды.
Ранее, в 2014, 2020 и 2021 годах, тяжелые версии «Ангары» по заказу Минобороны РФ в тестовом режиме запускали с космодрома Плесецк, и они тоже отработали нормально.
Сейчас уже испытывали не столько ракету, сколько две ключевые, абсолютно новые системы. Первая — специально построенный на Восточном для запусков «Ангары» стартовый комплекс «Амур», который включает в себя пусковой стол, откуда ракеты начинают набирать скорость и высоту, и сопутствующую инфраструктуру, отвечающую за проверку, заправку, подготовку и запуск космических аппаратов. Все эти сооружения отличаются от аналогичных построек на Байконуре, откуда летают «Протоны», главным образом тем, что они построены с использованием современных технологий и материалов, новейших цифровых систем управления и элементной базы последнего поколения.
Вторая система, которую проверяли в полете, — разгонный блок (РБ) «Орион»: своеобразный локомотив, похожий на верхнюю ступень ракеты, но с более сложным устройством. За счет включения двигателя он может регулировать высоту и наклонение орбиты и, как правило, используется для доставки спутников по заданным координатам на разную высоту (в частности, «Ориону» доступен огромный диапазон высот — от 370 км, где находится низшая точка траектории МКС, до геостационарной орбиты на высоте 35 700 метров от экватора. Для сравнения: дельта спутников Илона Маска — всего 550‒1500 км). Сейчас в «Протонах» используют РБ «Бриз М» — не очень удачный продукт ракетостроения 1990-х годов. Из-за плотной компоновки многие его узлы и детали работают на пределе своих технических возможностей. Идея его замены назревала давно: еще в 2014 году РКК «Энергия» получила заказ на проект нового РБ «Персей», адаптированного под строящиеся ракеты. Но все предыдущие носители серии «Ангара», как тяжелые, так и легкие, летали именно с «Бризом-М», а единственный пуск «Ангары А 5» с «Персеем» завершился нештатной ситуацией: успешно отделившись от ракеты, разгонный блок сошел с орбиты вместе со спутником и неконтролируемо упал в Тихий океан. Дальнейшая судьба проекта РБ «Персей» неизвестна. С космодрома Восточный тяжелая «Ангара» взлетела уже с «Орионом». О завершении работ по его изготовлению «Роскосмос» сообщал относительно недавно — в декабре 2023 года; большой презентации этого разгонного блока не было. Согласно разрозненным сведениям из релизов космических предприятий, в новом «разгоннике» использован маршевый двигатель с улучшенными характеристиками, изменилась пневмогидросистема и топливные баки, что повысило его мощность и тягу, а в качестве топлива используется экологичная пара «жидкий кислород — керосин».
В свой тестовый полет РБ «Орион» вывел на низкую околоземную орбиту первый в мире рекламный спутник «Гагаринец», разработанный российской компанией Avant Space. Он станет первым космическим аппаратом в составе группировки «Созвездие», которая будет состоять из нескольких десятков таких спутников и, перемещаясь по орбите на высоте 600–800 км над Землей, проецировать логотипы на ночном небе. Похожий проект есть в разработке американского SpaceX.