Еще больше малых АЭС
«Росатом» и «Норникель» обсуждают возможность строительства атомной станции малой мощности. В случае успеха проекта госкорпорация получит дополнительные конкурентные преимущества относительно других игроков на этом рынке, а горно-металлургическая компания — электроэнергию для развития производства
Соглашение о намерениях между «Росатомом» и ГМК «Норильский никель», которое дает старт разработке проекта строительства в Норильском промышленном районе атомной станции малой мощности, приближает госкорпорацию к тому, чтобы реализовать ранее заявленный потенциал, а именно занять до 20% глобального рынка малых АЭС. На фоне недавнего отказа от подобного проекта наиболее продвинутого конкурента — американской компании NuScale Power — эта цель становится более достижимой.
А у нас не только газ
Соглашение подписали глава «Росатома» Алексей Лихачев и президент ГМК «Норильский никель» Владимир Потанин. Документ предполагает проведение предварительных работ, в частности определение приоритетной площадки для строительства атомной станции малой мощности (АСММ) и рассмотрение оптимальной модели реализации проекта.
Энергосистема Норильского промышленного района (НПР) изолирована от Единой энергосистемы страны. В составе Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК) две гидроэлектростанции и три ТЭЦ, работающие на природном газе.
Суммарная установленная электрическая мощность всех электростанций НТЭК составляет 2,2 ГВт, из них 1,2 ГВт приходится на тепловые станции.
Энергосистема НПР контролируется «Норникелем» по всей цепочке — от добычи газа и его транспортировки до собственно ГЭС и ТЭЦ, а также передачи электроэнергии и тепла по сетям.
Как напоминает главный редактор издания об энергетике и экологии «Кислород. Лайф» Александр Попов, «Норильский никель» реализует большую инвестиционную программу. Она предполагает расширение рудной базы, увеличение энергоемких перерабатывающих мощностей, реализацию Серного проекта, направленного на снижение вредных выбросов. Все это требует дополнительных мощностей по генерации электроэнергии.
Ранее в интервью «Кислород. Лайф» вице-президент «Норникеля» по энергетике Евгений Федоров оценивал потребность в дополнительной мощности к 2026 году в диапазоне от 400 до 600 МВт. Нарастить мощность «Норникель» планировал за счет модернизации действующих гидро- и теплоэлектростанций, а также строительства фактически новой ТЭЦ рядом с действующей ТЭЦ-3. На тот момент (2021 год) компания рассчитывала построить новый корпус и установить в нем две высокоэффективные с точки зрения производства электроэнергии парогазовые установки (ПГУ) суммарной мощностью от 260 до 300 МВт. И поскольку производство газовых турбин большой мощности (основа ПГУ) в России на тот момент только разворачивалось, ставка была сделана на зарубежные агрегаты — от немецкой Siemens и американской General Electric. Однако она не сыграла.
«Тепла в Норильском промышленном районе производится достаточно, даже с избытком, нужно именно электричество. ТЭЦ производят и тепло, и энергию. Мы хотели заменить турбины на такие, которые производят больше электричества, меньше пара. Но наши тогда еще партнеры, американские и немецкие, нам отказали в этом», — рассказал в интервью РБК в январе этого года Владимир Потанин.