Модные буквы: почему концепция ESG не помогла улучшить корпоративное управление в России
Вслед за развитыми странами, в России все чаще говорят о социальной и экологической ответственности компаний, но при этом старые проблемы корпоративного управления остаются нерешенными, считает директор по корпоративному управлению «Просперити Кэпитал Менеджмент» Денис Спирин
Концепция ESG («устойчивого развития», анг. environmental — «окружающая среда», social — «социальное развитие» и governance — «корпоративное управление». — Forbes) сейчас набирает силу. И наблюдается интересный феномен: о ней с удовольствием говорят даже те, кого раньше не заставить было заниматься улучшением хотя бы G — корпоративного управления.
Многоголосые акции vs миноритарные акционеры
В прошлом году Минэкономразвития вело активную работу над законопроектом, предоставляющим право выпускать в российских специальных административных районах (своего рода внутренних офшорах, созданных в Калининградской области и Приморье) акции со специальными правами. Например, дающими на одну акцию не один голос, а десять (многоголосые или плюральные акции).
С точки зрения корпоративного управления и миноритарных акционеров, многоголосые акции — это по умолчанию плохо. При их выпуске, акции миноритариев превращаются, по сути, в акции без голоса. И экономическая доля, приходящаяся на контролирующего акционера, оказывается меньше, чем принадлежащий ему контрольный пакет голосов. У такого акционера возникает конфликт интересов и пропадает главный стимул эффективного управления. Теперь он может все так же принимать решения, но при этом экономические последствия перекладываются в большей степени на миноритариев.
Никто не спорит, что такой инструмент нужен в непубличных компаниях. Есть потребность в многоголосых акциях и в случае выхода на IPO высокотехнологичных и иных инновационных компаний, когда у руля остается основатель, без которого успех немыслим.
Но законопроект предлагает разрешить всем выпускать такие акции. В том числе уже существующим публичным компаниям с миноритарными акционерами. При этом с точки зрения бизнеса потребности выпуска плюральных акций в такого рода компаниях нет, в мире соответствующая практика не сложилась. То есть речь идет о создании инструмента откровенного размывания голосов существующих акционеров и выдавливания их за бесценок.