Модная реформа. Зачем министр Силуанов взял российских дизайнеров под личный контроль
В рамках ПМЭФ прошла встреча министра финансов РФ Антона Силуанова с представителями модной индустрии — Айсел Трудел, члена совета директоров магазина Aizel.ru, и Александром Шумским, президентом Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Они выступили с заявлением о создании Фонда Моды, направленного на поддержку российских дизайнеров. Forbes Life узнал у фэшн-критиков, ритейлеров и самих дизайнеров, что все это значит на самом деле
На Петербургском международном экономическом форуме, 7 июня, в рамках сессии «Реформа российской индустрии моды» Айсел Трудел, член совета директоров магазина Aizel.ru и Александр Шумский, президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia, заявили о создании Фонда Моды. Организация была зарегистрирована 22 мая. Она объединяет ресурсы Трудела и Шумского, чтобы «оказать поддержку и лоббирование интересов российских дизайнеров для ведения успешного бизнеса».
В сессии также приняли участие министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров , Алексей Фурсин, руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, директор по поддержке экспорта услуг РЭЦ Дарья Белоусова и главный редактор Harper's Bazaar Дарья Веледеева. Антон Силуанов и Денис Мантуров пообещали содействовать в продвижении отечественных брендов на мировых рынках и на территории России, также они предложили Фонду моды подготовить предложение, как государство может помочь дизайнерам. В качестве примера успешной кооперации с иностранными компаниями, которые размещают заказы на производство товаров легкой промышленности в России для последующего экспорта в свои сети, Денис Мантуров отметил компанию ZARA. Дарья Белоусова сообщила о новой услуге по содействию в получении разрешения на переработку на таможенной территории - производители теперь могут ввозить ткани и фурнитуры на территорию РФ без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов в том случае, если планируют экспортировать свою продукцию в дальнейшем. Алексей Фурсин обещал субсидирование затрат московских компаний на участие в российских и международных выставках. А Дарья Веледеева предложила молодым дизайнерам и компаниям меньше мечтать о заграничных неделях моды, но вместо этого«сфокусироваться на здоровом развитии бизнеса и нормальном росте внутри своего рынка».
Накануне дискуссии на сайте Blueprint в анонсирующем сессию материале появилась реакция Ксении Собчак, инициатора создания Ассоциации моды Москвы. О создании московской организации 16 апреля объявили Ксения Собчак, руководитель направления «Мода» в Школе дизайна ВШЭ Анзор Канкулов и Кирилл Ильичев, руководитель Московского экспортного центра. Ассоциация, по словам Ксении Собчак, будет создавать «индустрию моды. То есть сделать все, чтобы русскому дизайнеру было легче зарегистрировать компанию, наладить производство, шить в России». Собчак утверждает, что подавала заявку на участие в сессии ПМЭФ, однако получила отказ и предполагает, что отказ связан с нежеланием модной индустрии действовать коллективно.
Внимание двух министров к модной индустрии, а также появление сразу двух организаций — городской и федеральной — в свою очередь вызвало интерес и Forbes Life. Тезисы заседания на ПМЭФ и ситуацию гипотетически конкурирующих за российских дизайнеров фондов и ассоциаций специально для Forbes Life комментируют модные критики, ритейлеры и дизайнеры.
Юлия Выдолоб, шеф-редактор The Blueprint
«Как будто нам мало было двух московских модных недель»
Публичное обсуждение проблем отечественной моды — это всегда хорошо, потому что их много. Создание дополнительных структур, направленных на ее поддержку — спорно. Пока что это мало к чему приводило. Что, а раньше без участия Aizel.ru Национальная палата моды не могла помочь российским дизайнерам и сделать достойную неделю моды, лоббировать интересы дизайнеров? Также смущает, что практически одновременно в Москве созданы целых две структуры, направленные на развитие моды (вторая — основанная Ксенией Собчак «Ассоциация моды Москвы»), как будто нам мало было двух московских модных недель. При этом я верю в энергию Айсель Трудел, и если лобби российских дизайнеров сейчас совпадает с ее деловыми интересами, вполне возможно, что дизайнеры от этого тоже выиграют. Но, конечно, хочется судить по каким-то реальным итогам, хочу их дождаться.
Алексей Баженов, основатель форума новой модной индустрии BE IN OPEN.
«Такие проекты в мире не работают и не сработают никогда»
На экспертной сессии обсудили некоторые частные детали: Zara стала больше отшивать в России; Москва стала больше поддерживать участие локальных брендов в выставках; у российских брендов есть потенциал для экспорта, но все они находятся в состоянии стартапов, которые должны стать трансатлантическими, потому что мода — глобальный феномен.
Тем не менее, судя по реакции профессионалов и по релизу, главный акцент на этом заседании делался на то, что создан Фонд Моды — организация, которая должна преодолеть кризис и развить креативный бизнес. При этом недавно московским правительством было создано аналогичное обьединение — Ассоциация Моды. Получается, что у нас в Москве появилось два крупных объединения: «Ассоциация Моды» вокруг программ мэрии, и «Фонд Моды» вокруг проектов Минпромторга, Айсель Трудель и Александра Шумского. Судя по статье в The Blueprint (интервью с Айсель и Ксенией), есть конфликт интересов: каждая сторона хочет использовать административный и личный ресурс для того, чтобы быть главным реформатором российской моды.
Моде была бы очень полезна организация подобного рода — и неважно, будет она частной или государственной. Важно только, чтобы она отражала все интересы участников экосистемы модного бизнеса, а не была «проектом сверху». Но это возможно только в том случае, если люди, принимающие в этой организации решение, будут практикующими игроками индустрии. Сейчас я вижу в Фонде двух стейкхолдеров — Александра и Айсель. Безусловно, у Айсель есть серьезный опыт привлечения больших инвестиций в стартап и выстраивания большого бизнеса, но он не тождественен пониманию всех проблем экосистемы. У Александра Шумского есть тоже огромный опыт, но у него уже есть один подобный проект — Национальная палата моды. Те же задачи развития индустрии можно выполнять и в рамках Национальной Палаты, которая по своему названию тоже подразумевает участие представителей разных игроков рынка, которые должны принимать решение, чем занимается Палата. А в проектах, которыми занимается Александр — среди них есть весьма достойные — но в них нет задачи дать голос всем участникам рынка, чтобы они определяли движение Национальной Палаты моды. Нужно ли, например, чтобы Филипп Киркоров с Ольгой Бузовой ходили по подиуму Mersedes Fashion Week? Эти решения не принимает никто в Палате, кроме Александра.