Вопрос FORM: кто делает архитектурные проекты для «Гаража» и «Детского мира»
Вера Одынь и Ольга Трейвас открыли свое архитектурное бюро без каких-либо вложений, и сейчас в его портфолио — штаб-квартира «Детского мира», библиотека, образовательный центр и арт-резиденция музея «Гараж», Музей моды на ВДНХ, выставки, заведения общепита, школы. Forbes Woman рассказывает, как работает бюро FORM, проектирующее здания и интерьеры по всему миру и отмеченное престижными премиями.
«Мне сложно назвать архитектуру бизнесом, это скорее оплачиваемое хобби», — говорит Вера Одынь, соосновательница FORM. Она запустила архитектурное бюро вместе с Ольгой Трейвас в 2011 году. С тех пор они сделали проект офиса для музея «Гараж», организовали несколько десятков выставок в ММОМА, Еврейском музее и на ВДНХ, получили премии Archiwood, Red Dot Award, A’design Award, поработали над проектами в Италии, Бразилии, Латвии и Исландии — и в августе 2020 года разошлись. Сегодня Одынь руководит FORM в одиночку.
Эксперименты в МАРХИ, Генплан и запуск своего дела
«Выбор профессии был неожиданным даже для меня. Я училась в математической школе с языковым уклоном и выбирала между четырьмя абсолютно разными специальностями», — вспоминает Одынь. В ее списке были и химический факультет РГУ нефти и газа Губкина, и генетика во «Втором меде», и актерское мастерство. Архитектура оказалась «где-то посередине».
«Я поняла, что не готова учиться слишком долго, поэтому не пошла, к примеру, в область медицины. А на дне открытых дверей в МАРХИ мне понравилась атмосфера места, я оказалась в совершенно иной, творческой среде», — рассказывает Вера. Для поступления в университет Одынь пришлось уйти в экстернат и учиться академическому рисунку с нуля.
Студенткой она попала в «экспериментальную» группу к Борису Бернаскони (среди его работ — здание «Матрешка» в Сколково) и к основателю агентства по строительству экологичных и быстровозводимых домов Futteralhaus Максиму Куренному. Студенты Бернаскони и Куренного работали над проектами в цифровом формате. У них также была возможность участвовать в закрытых просмотрах, они учились по обмену в Нью-Йорке и сотрудничали с Гарвардским университетом. Именно в «экспериментальной» группе Одынь познакомилась со своей будущей бизнес-партнером Ольгой Трейвас. Вместе они начали участвовать в конкурсах и брать проекты на фрилансе.
Опыт реального проектирования Одынь получила уже под руководством Александра Кузьмина, на тот момент главного архитектора Москвы (он занимал этот пост с 1996 по 2012 годы). Ее дипломом стал проект реновации территории ЗИЛа (Завод имени Лихачева) — еще задолго до его реального переосмысления. После окончания МАРХИ в 2007 году Одынь устроилась архитектором в Институт Генплана Москвы. Первой ее работой в команде стал проект «А101» (сейчас — Новая Москва), а уже через полтора года Вера самостоятельно руководила проектом микрорайона «Ново-Молоково» от RDI Group — выстраивала коммуникацию с экономистами, экологами, специалистами в области транспортного проектирования.
Около 75% своего времени она уделяла работе в Генплане, а оставшиеся 25% — личным заказам на постоянной основе: их она часто вела вместе с Трейвас, которая тогда работала в бюро Бориса Бернаскони. К 2011 году совмещать два типа занятости стало сложнее: если в Генплане она не ездила на стройку, то личные проекты требовали от нее авторского надзора (контроля за выполнением строительных работ). «Градостроительство — самая долгосрочная область архитектуры, на реализацию проектов нужно как минимум лет пять. Я не могла быть и там, и там, поэтому, выбирая между стабильностью и возможностью, решила рискнуть», — вспоминает Одынь. К тому моменту Трейвас уже работала на себя. Так в 2011 году появилось архитектурное бюро FORM.
«Мы разные по характеру и по подходу: я больше человек от математики, думаю о цифрах, сроках и целесообразности проектов, Оля — больше про стратегические вещи, маркетинг, пиар и соцсети. Я, со своей стороны, пыталась поставить стратегию на землю», — рассказывает Одынь о совместной работе с Трейвас.
Бизнес без вложений и первые клиенты
«Архитектура — это отличный бизнес для стартапа: для него нужен только компьютер», — считает Одынь. Запуск собственного бюро обошелся без затрат: сначала предпринимательницы работали из дома, постоянных сотрудников у бюро не было. К работе привлекали фрилансеров, печать презентаций отдавали на аутсорс. Первый небольшой офис Одынь и Тревайс сняли уже через два месяца, а первые постоянные внештатные работники появились через три-четыре месяца после старта. На этом этапе ежемесячные расходы бюро не превышали 250 000 рублей. Первые пять лет бюро работало через ИП одной из основательниц.