Миф о «расколдованности»: почему верили в магию в прошлом
А многие продолжают в нее верить и сейчас
Что же такое «магия»
Сегодня в словарях и учебниках можно встретить разные определения этого слова. Все они сходятся в том, что это искусство или знание, с помощью которых можно управлять тайными силами природы на благо себе или окружающим (или во вред кому-то).
У древних египтян и жителей Месопотамии не существовало отдельного слова для религии, а отдельного для магии (как и для науки). Их жрецы были похожи на колдунов, а молитвы — на заклинания.
Египтяне верили в призраков и сглаз, защищались от опасных существ амулетами — например, большой популярностью пользовались амулеты с изображением богини Таверет, которая охраняла беременных, матерей и младенцев, и боялись могущественных чужеземных колдунов, но у них не было никого похожего на европейских ведьм.
Сверхъестественных существ можно было сделать своими рабами с помощью заклинаний и знания их истинных имен.
Шумеры, вавилоняне и ассирийцы верили в демонов — существ, враждебных человеку и представляющих для них угрозу. Им приписывались все человеческие несчастья, и защищаться от них нужно было с помощью особых заклинаний и ритуалов. Как и египтяне, они думали, что для того, чтобы получить власть над нечистью, нужно знать ее истинное имя.
Как и у египтян, в других странах Древнего мира в ходу были амулеты. Так, в Лувре хранится небольшая пластина, защищавшая владельца или владелицу от львиноголового демона Пазузу (его боялись, так как он мог наслать на людей юго-западный ветер, приносивший саранчу и голод) и демоницы Ламашту, насылавшей болезни на детей.
Кроме того, в Месопотамии верили в колдовство, то есть во вредоносную магию. В Законах Хаммурапи, записанных в XVIII в. до н.э., есть любопытный параграф:
«Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом.
Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя».
(пер. В. А. Якобсона)
Во время массовых преследований ведьм в Европе существовало похожее испытание плаванием, но с обратным эффектом: если обвиняемая выплывала, то считалась виновной.
Нельзя пытаться «околдовать» богов
Первыми, кто заговорил о магии как о чем-то отдельном от религии, были древние греки. Само слово мαγεία было позаимствовано ими у персов, чьи высокопоставленные священники звались magu(š).
При этом, по словам российской исследовательницы О. В. Осиповой, единого слова для обозначения религии в целом не было — использовались существительные (εὐσέβεια — «благоговение», «почтение», θρησκεία — «почитание», «обряд»), субстантивированные прилагательные (τὰ ἱερά — «принадлежащее богам», «священное») и сочетания с предлогами (τὰ πρὸς τοὺς θεούς — «относящееся к богам»).
Хотя персы-зороастрийцы и полагали, что весь наш мир разделен между добрыми и злыми силами и представляет собой арену постоянной борьбы между ними, магия для них не обязательно означала нечто плохое. Она могла быть как вредоносной, так и доброй.
Греки же видели в ней нечто чуждое, опасное и неправильное (возможно, на такой взгляд повлияла война с персами). Гиппократ в трактате «О священной болезни» и Платон в «Законах» пишут, что неправильно пытаться «околдовать» богов, заставить их действовать по своему усмотрению — их можно только просить о помощи и умилостивлять жертвами.
Правда, немецкий религиовед Бернд-Кристиан Отто считал, что подобное негативное отношение к магии было характерно только для культурно-религиозной элиты, а в других текстах — например, папирусах с заклинаниями, — магия, напротив, рассматривается как нечто положительное, эффективное и опирающееся на традиционные издавна известные ритуалы.
В любом случае, если судить хотя бы по табличкам с проклятиями и заклинаниями, которые были распространены с VI века до н.э., среди обычных людей магия пользовалась популярностью.
К примеру, на свинцовой табличке IV века из древнегреческого города Пелла было записано заклинание женщины по имени Дагина. Ее любовник, Дионисофон, оставил ее, чтобы жениться на Тетиме, и Дагина записывает заклятие, с помощью которого пытается помешать их браку: пусть, наоборот, Дионисофон женится на ней, она состарится рядом с ним и будет счастлива — а проклятая Тетима сгинет навеки.