Стивен Кинг скандинавского разлива, клерк в лимбе и тролли: 8 отличных норвежских фильмов
В рамках ретроспективы норвежского режиссера Йоакима Триера в российском прокате состоятся спецпоказы его фильмов «Осло, 31 августа» и «Тельма». По просьбе Esquire Татьяна Алешичева собрала подборку фильмов разных жанров, по которым можно составить более полное представление о современном кино Норвегии.
«Кухонные байки» / Salmer fra Kjøkkenet (2003)
В 1950-е годы шведский НИИ, исследующий эргономику жилых пространств, установил, что обычная домохозяйка за год кухонной готовки проходит расстояние, равное пути от Швеции до Центральной Африки, и взялся за оптимизацию кухонь. Цель была поставлена благая: в идеальной кухне все должно быть под рукой, чтобы хозяйке приходилось меньше топтаться туда-сюда. Норвежский режиссер Бент Хаммер докрутил этот реальный сюжет до абсурда: в его фильме шведы нагрянули в глухую норвежскую деревню, чтобы изучить кухонные повадки холостяков, которые готовят себе сами. Ночевавшие в смешных маленьких трейлерах возле домов «испытуемых», днем шведские инспектора должны были сидеть на высоком насесте в чужих кухнях и отмечать на схеме все передвижения хозяина, но ни в коем случае не вмешиваться в его дела. Надо ли говорить, что вскоре один из инспекторов глухо запил вместе с объектом наблюдений. Но Хаммер выстроил историю вокруг двух других, сначала дичившихся, но постепенно привыкших друг к другу. Эта ироничная и по-скандинавски неспешная абсурдистская байка о том, что жизнь сложнее социологии, выдвигалась Норвегией на «Оскар».
«Неуместный человек» / Den brysomme mannen (2006)
Унылый клерк Андреас (Тронд Фауса Аурвааг), стоя на перроне метро, следит за парочкой целующихся незнакомцев. Это зрелище настолько расстраивает его, что он бросается под поезд. Очнувшись, он обнаруживает себя в автобусе, который привозит его на заброшенный полустанок — не в рай и не в ад, а в лимб, где начинается новая жизнь. Непыльная работа, симпатичная жена-брюнетка, гости по выходным, обсуждение с коллегами нового каталога IKEA — чем не идиллия? Но когда вдобавок ко всему Андреас заводит шашни с белокурой сослуживицей, эта приятная во всех отношениях жизнь дает трещину. С виду благополучного мужчину гложет какая-то неведомая тоска и придавливает экзистенциальное одиночество. Однажды он слышит из подвала странную мелодию и вместе с сообщником обнаруживает там дыру в другую реальность, которая цветет яркими красками и издает чудесные запахи и звуки. Режиссер Йенс Льен снимает мудрую абсурдистскую притчу о том, что счастье — неуловимая материя, которая не складывается из успехов, а человек — вечно мятущееся существо, не готовое довольствоваться данными ему по разнарядке благами. Серовато-белесая гамма фильма и до слез абсурдные сюжеты, из которых складывается жизнь героя в поисках чего-то большего, напоминают фильмы шведского классика Роя Андерссона — воистину, все скандинавы живут под одними и теми же стальными небесами.