От сих до псих
Статья про ненормальных для нормальных и наоборот, а также про то, почему иногда не стоит спешить к психологам, даже если на твоей шапочке из фольги танцуют гномы.
Математик Джон Нэш должен бы сгинуть в психиатрической лечебнице, но с помощью коллег и родственников ему удалось симулировать выздоровление от параноидной шизофрении и временно сбежать из США. Всю оставшуюся жизнь он писал письма собственным носкам и вел беседы с невидимыми собеседниками. А заодно получал премии, в том числе Нобелевскую. Автор Гарри Поттера написала книгу о мальчике со шрамом, пытаясь укрыться в выдуманном мире от клинической депрессии. У Николы Теслы было обсессивно-компульсивное расстройство, и он панически боялся женских волос. Нормального уравновешенного литератора, художника, музыканта или актера найти вообще довольно трудно – у каждого второго диагнозов больше, чем ролей и произведений. И очень хорошо, что не всех их удалось поймать и навеки излечить. Сегодня от психотерапевта они бы не ушли, не те времена: психологическая помощь становится таким же обязательным предметом личной гигиены, как зубная щетка.
В мире, в котором психологов больше, чем, например, галош, не стоит писать обидные вещи про людей этой профессии. Тем более что некоторые из них вовсе даже психиатры, а это уже практически приличные граждане, даже с медицинским образованием. И все-таки обилие психологов несколько беспокоит тех, кому дальше с их пациентами на одной планете жить. Потому что люди, избравшие своей работой исправление душ сограждан и приведение этих сограждан к некоему общему прекрасному знаменателю, к золотой норме и гармоничному существованию, – эти люди вообще довольно опасны.
Потому что для человека нормально быть ненормальным. И если ему в этом мешать, то может получиться не очень хорошо.
Золотой стандарт души*
Глобальнейшее заблуждение человечества – вера в то, что мир устроен разумно. Даже идеально. И если тут что-то портится, то, вероятнее всего, из-за нас: это мы, обезьяны грешные, все поломали. На этом стоит мировая философия (по крайней мере, европейская), большинство религий используют данный взгляд на жизнь: раньше был золотой век, райский сад, а сейчас мы пьем горькую чашу последствий своего греха. И вместе с нами птички, бабочки и березки тоже из-за нас страдают. Известно ведь, что Ева сорвала яблоко и запустила Смерть, и кошка прыгнула на мышь, и лев вкусил крови агнца, и хищные бациллы впились в своих собратьев. Антропогенное воздействие на природу, словом. Сейчас, конечно, дискурс немного поменялся. Вместо греховных смертных яблок мы предпочитаем ГМО, глобальное потепление, токсичных родителей и империалистическую закулису, но принцип все тот же: в своем начале всякая вещь идеальна, а если она неидеальна, значит, ее кто-то испоганил.
*Примечание Phacochoerus'a Фунтика: «Автор просил передать, что под душой он подразумевает не бесплотную личность с нимбом и крылышками, а совокупность наших чувств, сознания, интеллекта, опыта, воли, личности и прочего, что мы воспринимаем своим «я».
И точно так же мы рассматриваем человека, который задуман и сотворен Богом, эволюцией или инопланетянами счастливым и безупречным, а потом жизнь его поломала.
Это при том, что мы болеем тысячами болезней, живем всего несколько десятков лет, передаем от поколения к поколению летальные гены, обладаем хрупкими костями, слабыми мышцами, безнадежными зубами, наше размножение не выдерживает никакой критики и т. д. и т. п. То есть, если бы нас реально кто-то осмысленно создавал, за такой проект его нужно было бы гнать из профессии.
А вот если понимать, что наши тела нам достались в результате нерегулируемой цепочки всевозможных случайностей, то все вопросы снимаются. Петя родился с тремя ногами и без мозга, потому что, как написано в учебнике по генетике, «мутации служат топливом для эволюции живой материи и естественного отбора». Петя молодец. А вдруг при определенных условиях только трехногие и безмозглые Пети смогли бы продолжить наш род? Как оно уже было миллиарды раз.
На этой планете выживает то, что может выжить, поэтому формы жизни тут так разнообразны, а вариативность даже в пределах одного вида огромна. И думать, что это не касается нашей психики, наивно.
Уильям Штерн, пионер в области дифференциальной психологии и психологии личности, так и писал: «Мы не имеем права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства… Нужно помнить, что нормы – это не застывшее явление, они постоянно видоизменяются согласно требованиям социума».
То есть, когда современный среднестатистический психолог говорит о здоровых отношениях, зрелой личности или, скажем, расстройствах и травмах, это практически всегда спекуляция. Потому что стандарта души просто не существует. И неудивительно, если вспомнить, сколь изменчив этот наш социум и каких третьих ног он регулярно и настойчиво требует.
И что со всем этим делать?
Думая о человеческой природе, нужно понимать, что она невероятно и бесконечно разнообразна, что во вселенной пока не найдено более адаптивного, изменчивого и приспосабливающегося вида, чем homo sapiens. Именно приспособляемость – одна из основных причин нашего господства на планете (и уже немножко вокруг нее). Поэтому в богатой палитре наших эволюционных поведенческих программ найдется буквально все – от замашек червя до обыкновений ангелов. И каждому из нас достается свой пестрый кусочек этой мозаики, а уж как он будет совпадать с эпохой, законами и принятыми нормами, тут гарантий нет. Благо то, что академик Вернадский назвал «ноосферой »: общее сознание человечества большинству из нас сумеет донести что такое «хорошо» и что такое действительно «плохо» на нынешний момент, что можно, а что совершенно, ни капельки нельзя. Ну а остальным придется до поры до времени посидеть в цепях и клетках, а также на сеансах групповой психотерапии, что поделаешь.